Калейдоскоп сердца: В ходе изучения инцидента в школе в Оцу было упущено самое важное
Недавно стало очевидно, что за самоубийством учащегося средней школы в Оцу, префектура Сига, стояли издевательства.
После смерти мальчика городское управление по образованию провело опрос среди всех учеников этой школы, из которых 16 ответили, что издевательства «вынудили [мальчика] к самоубийству».
Тем не менее, опросив подозреваемых в издевательствах и изучив остальные моменты, чиновники из управления по образованию заключили, что «хотя подтвердилось, что запугивания имели место, нельзя сказать, что именно они стали причиной самоубийства».
В прошлом в случае самоубийства также широко использовалась фраза «Невозможно установить причинно-следственную связь». Притеснения на работе, длительная работа в тяжёлых условиях, издевательства со стороны начальства, домашнее насилие и вот теперь издевательства в школе — во всех этих случаях всё решалось простым «по неясным причинам».
Так вот, цель этого опроса, проведённого в школе в Оцу, была ошибочной с самого начала. Если бы с самого начала предполагалось выявить причину самоубийств, то очевидно, что в конце чиновники бы заявили: «Мотивы выявить не удалось». Это всё потому, что единственный человек, который мог бы объяснить причины этого поступка, умер.
До тех пор, пока никто не может указать точно причину и пока изучаемый инцидент это не какой-то научный эксперимент, где все условия жёстко контролируются, крайне сложно доказать связь между единственной причиной и её последствием.
Например, человек, которому отказали в приёме на работу, может подумать, что ничего не получилось потому, что он слишком тихо говорил во время собеседования, но на самом деле существует множество других возможных причин, включая тему беседы и поведение самого человека. В таком случае единственное, что может сделать соискатель, дабы убедиться в своей теории, это напрямую обратиться к ответственному за найм и поинтересоваться, был ли именно голос причиной отказа. Если напрямую спросить не представляется возможным, то неважно, сколько размышлять над случившимся, причина останется неясной.
Так же и в случае с самоубийством мальчика: нужно было не искать причину его смерти, разыскивать виновных или пытаться выявить связь между издевательствами и суицидом. Нужно было прежде всего признать, что имели место серьёзные издевательства, а также предметно изучить, почему они начались, почему их никто не предотвратил и какие меры противодействия теперь необходимо предпринять.
И всё же, хотелось бы знать, почему издевательства в школах до сих пор не прекратились. Должна быть какая-то более глубинная причина, по которой они ещё происходят вопреки всем мерам вроде «обсуждения важности жизни» или «обеспечения сурового наказания» нарушителям. Кроме того, я также считаю, что у хулиганов сильно искажено сознание и что они сами оказались на краю.
Что же заставляет одних запугивать и унижать других? И почему последние терпят издевательства и не обращаются за помощью? Над этой проблемой ещё предстоит поразмышлять.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 15.07.2012