Калейдоскоп сердца: Не всегда стоит ждать сиюминутных результатов
«Я хочу увидеть результат». Это довольно распространённая фраза, но не всё в нашей жизни решается быстро.
У меня есть пример из собственной жизни. Долгие годы я сомневалась, как быть в ситуации, когда сталкиваешься с кем-то из пациентов в уборной. Если это был кто-то, кто пришёл на приём в этот день, но с кем я ещё не виделась, было бы довольно странно спросить «Как поживаете?» и начать сеанс, не сходя с места. В случае если это был пациент, с которым мы только что распрощались, у меня вообще не было представлений, что можно сказать.
Лет в 30 я выходила из ситуации, притворившись, что никого не видела. В 40 с хвостиком я здоровалась, но ситуация по-прежнему казалась мне неловкой. Был даже период, когда я намеренно пользовалась уборной на другом этаже, чтобы избежать возможных столкновений с пациентами.
И только после 50-ти я поняла, что не должна следить за тем, как поступить в этой ситуации, что я могу вести себя естественно и просто сказать что-то вроде «Льёт как из ведра, да?» или «В последнее время ужасно жарко, правда?». В итоге потребовалось целых 25 лет, чтобы моя смешная «боязнь зайти в туалет» исчезла.
В своём кабинете я часто слышу истории вроде «Только когда мне стукнуло 60, моя неприязнь к отцу исчезла». Имея дело с людьми, даже если мы считаем что-то вроде «Никогда их не прощу», «Я хочу, чтобы передо мной немедленно извинились» или «Никогда больше не хочу их видеть», с течением времени обычно отношения постепенно улучшаются.
Очень часто пациенты, поспешившие скорее на консультацию, хотят, чтобы их проблемы решились незамедлительно. Психиатры, и я в том числе, должны их успокоить и убедить, что должно пройти какое-то время.
Если думать и вести себя спокойно, можно найти ответ или прийти к выводу, который всех устроит. Тем не менее, иногда люди не могут долго ждать и поспешно принимают ошибочные решения.
Разумеется, в делах бизнеса нельзя категорично заявлять: «Не могли бы вы выделить мне на это лет двадцать». К тому же, иногда нас ограничивают сроки вроде «в этом отчётном периоде» или «к следующей неделе», что может вызвать значительный стресс.
Если же уложиться в срок не получилось и от начальства влетело, не стоит немедленно себя казнить. На тот момент человек может быть в подавленном настроении, но три или даже десять лет спустя на этот опыт можно будет взглянуть по-другому. Возможно даже в голову придёт мысль: «А не так уж и плохо, что я тогда всё испортил».
Не нужно судить обо всём, основываясь лишь на том, что кажется очевидным здесь и сейчас. Мне кажется, что истинное значение вещей становится явным лишь спустя какое-то время.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.10.2011