В Японии колесо прогресса вращается медленно, особенно на дорогах
Вы никогда не задумывались, почему…?
В своём последнем выпуске «Sapio» (10 ноября) запускает новую секцию, в которой печатаются вопросы на различные темы и ответы на них, которые, как гласит заголовок, «интересны и выведут вас из себя».
Первый рассмотренный в журнале вопрос заключается в том, почему максимальная скорость на скоростных автострадах Японии никогда не меняется. На некоторых крупных магистралях скорость ограничена 60 км/ч. Сравните это с автобаном в Германии, где в принципе нет ограничения скорости, или автострадой в Италии, где можно двигаться со скоростью не более 130 км/ч, или даже с ещё одной магистралью, которую планируется построить в Южной Корее и на которой будет разрешено движение со скоростью 160 км/ч.
Как поясняется в статье, дороги Японии делятся на 16 категорий. Например, магистраль Томэй (Tomei) принадлежит к дорогам 1-го типа 1-го класса, что означает, что она «предназначена» для движения на максимальной скорости 120 км/ч. Есть подвижки в сторону увеличения максимально допустимой скорости движения на магистрали Томэй-2, которая сейчас строится, до 140 км/ч. Проблема заключается в том, что другой действующий закон отменяет дорожную классификацию. И статья 27 этого закона позволяет полиции устанавливать скорость на автострадах до 100 км/ч.
Этот закон вступил в силу в 1968 г., тогда же «Toyota» выпустила первое поколение своих автомобилей «Corolla». Можно было бы полагать, что спустя 42 года производительность и безопасность транспортных средств несколько улучшатся, но, несмотря на улучшенные дороги и более надёжные автомобили, закон всё ещё «фурычит» на скоростях середины XX в.
Далее журнал интересуется, почему сигвей (Прим. пер.: электроскутер с системой автобалансировки) не проник в Японию. Двухколёсное транспортное средство получило огромную рекламу, когда Джордж В. Буш (George W Bush) подарил один такой скутер бывшему премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi). Несколько сигвеев использовались на Чемпионате мира по футболу в Южной Африке и на «Shanghai Expo», в Вашингтоне и Париже туристы даже могут арендовать один из предлагаемых сигвеев.
В Японии, однако, их использование не признаётся за пределами частной собственности. Похоже, сигвей попал в одну из юридических «дыр». Закон о дорожном движении классифицирует участников движения как «пешеходов», «лёгкие транспортные средства» (миникары, электрические велосипеды и т. п.) и транспортные средства (автомобили, мотоциклы и т. п.). Будучи способным передвигаться со скоростью более 6 км/ч, сигвей (скорость которого может достигать 20 км/ч) не подходит под определение пешехода. Он также не соответствует требованиям категорий «лёгкое транспортное средство» или «транспортное средство». Несмотря на то, что его с готовностью приняли в некоторых зарубежных странах (в США или странах Европы) и он вызвал интерес у региональных правительств Японии (например, в департаменте по развитию портовых районов Иокогамы), в настоящее время сигвей запрещён на дорогах и тротуарах Японии. Как, задаётся риторическим вопросом «Sapio», можно ожидать, что страна, которая использует старые технологии как щит для исключения новых изобретений, откроет новые отрасли промышленности или услуг?
Третий вопрос касается срока действия водительских прав. Водители, которые хотят продлить имеющиеся права, при условии, что у них уже есть золотая карточка или что они не совершили более одного мелкого правонарушения, могут, пройдя простой тест на определение зрения, продлить их на пять лет. Остальные могут продлить права на три года на возмездной основе (2550 иен), плюс в некоторых случаях потребуется заплатить дополнительно за лекции по безопасности. Для сравнения, довольно многие зарубежные страны выдают водительские права бессрочно, в других права выдаются сроком на 10 лет.
Те, которые продлевают права, должны также посетить лекцию по безопасности, что Токийское управление полиции объясняет так: «Лекции проводятся с целью ознакомления водителей со знаниями, необходимыми для безопасного вождения и повышения их информированности о безопасности».
Но журнал настроен критически. «Sapio» отмечает, что с каждых новых прав полугосударственная Ассоциация безопасности транспортного движения получает 500 иен в год за «членство». Эта организация выступает в качестве «золотого парашюта» для бывших бюрократов из Национального полицейского управления (НПУ).
В финансовом 2008 г. ассоциация «сгребла» 3,2 млрд. иен на проведение лекций и материалы для продления прав. Если бы в Японии срок действия прав продлили до 10 лет, доходы ассоциации упали бы вдвое.
«Чем дольше ездит владелец прав, тем более опытным в езде он становится», – замечает Хидэо Фукуи (Hideo Fukui), профессор Национального института политических исследований. – «Никто всерьёз не полагает, что можно добиться безопасности путём просмотра видео. Больше смысла бы было, если бы врачи были обязаны подтверждать свои знания новых технологий или изменений в медицинском законодательстве».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 25.10.2010
Читайте также:
- Япония вступает в эпоху жизни в одиночку
- Муж экс-похищенной Хитоми Сога прибудет в США в понедельник
- Книга открывает новый взгляд на «вынужденные смерти» в Японии
- Скажите «Aloha» «Супер-прохладному бизнесу»
- Ёсико Сакураи: «Женщины из императорской семьи не должны сохранять свой статус, выходя замуж за простолюдинов»