После принятия закона о помощи военнопленным, находившимся в советском плену, пришло время решать другие послевоенные проблемы
«Не понимаю, почему столько времени ушло на то, чтобы сделать такой совершенно естественный шаг?». Так сказал 89-летний японец, выживший в сибирском лагере для военнопленных, после того, как парламент одобрил указ о предоставлении особых льгот бывшим военнопленным, вступивший в законную силу 16 июня. Он задал хороший вопрос. Почему это заняло столько времени?
Члены Дзэнёкукё (Zenyokukyo), ассоциации бывших военнопленных, удерживавшихся после второй мировой войны Советским Союзом в Сибири и Монголии, взывали к японскому правительству по поводу компенсаций более 30 лет – за эти десятилетия число членов ассоциации сократилось с рекордных 100 000 до нынешних менее 1000.
То, что оставшиеся члены ассоциации наконец-то увидели ответ на их просьбы, вероятно связано со сменой правительства в прошлом году, поскольку закон о компенсациях поддерживался Демократической партией Японии.
Отказывая в исках по поводу компенсаций выжившим военнопленным, суды одновременно обязали парламент принять законодательный акт, которым обеспечивалась бы помощь бывшим военнопленным. Тем не менее, законопроект 2006 года, внесенный правившей тогда Либерально-демократической партией и их партнерами по коалиции Новой комэйто, предусматривал, что каждый выживший военнопленный получит разовую компенсацию в размере 100000 иен. Компенсация предусматривалась даже не наличными, а в виде проездных билетов, которые должны были быть выданы «в признание заслуг», и законопроект вызвал неприятие среди бывших военнопленных.
Максимальный срок пребывания военнопленных в советских лагерях составил 11 лет и хотя максимальная «специальная выплата» в 1,5 миллионов иен, выделяемая таким военнопленным в законопроекте, поданном Демократической партией Японии, далеко не покрывает их заработок за это время, он соответствует требованию Дзэнёкукё чтобы компенсация была пропорциональна времени, проведенном в лагере каждым военнопленным.
То, что Демократическая партия Японии перевернула отношение к проблеме прежних правительств, утверждавших, что все послевоенные проблемы решены, может оказать влияние на другие вопросы. Например, группы людей, переживших Большую бомбардировку Токио, которые пытались получить помощь через суд, сейчас планируют оказывать более сильное давление для принятия законодательства о компенсациях. Давление по поводу решения послевоенных проблем, которые накопились как дома, так и за рубежом, на парламент и правительство, вероятно, будет нарастать.
Большое значение нового закона состоит в том, что он обязывает правительство разработать базовую политику по проектам, нацеленным на раскрытие полной истории советских лагерей для военнопленных, сбор останков и личных вещей тех, кто умер в них, и поминание умерших. Из примерно 600 000 японцев, которые содержались в Сибири и Монголии, около 80 000 еще живы, при среднем возрасте около 88 лет. Времени на отсрочки не осталось.
Тосио Курихара (Toshio Kurihara), Отдел новостей культуры
Перевод на русский: Сергей Хильченко для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 10.08.2010