Японская система образования – всё ещё эффективная и действенная
Как полагает один из местных педагогов, Япония может активно сотрудничать с остальным миром, особенно с развивающимися странами, в области образования посредством активизации обменов учащимися и преподавателями.
На родине японская система школьного образования находится под огнём критики как причина её социальных проблем.
«Это необязательно так. Наша система всё ещё эффективна и действенная во многих отношениях», – настаивает Кэндзи Хонма (Kenji Honma), ректор Педагогического университета Хоккайдо, одного из 11-ти японских педагогических вузов.
В интервью с «The Japan Times» Хонма подчёркивает, что японское математическое образование и образование в области естественных наук высоко признаются зарубежными специалистами в области образования. Ещё важнее, по его словам, то, что сложившаяся в Японии практика непрерывного образования для работающих учителей, организованная местными советами по образованию, является моделью для других стран.
Будучи убеждённым, что международные обмены являются новой задачей для педагогических вузов Японии, Хонма в настоящее время занят созданием национальной сети государственных педагогических университетов. В июне прошлого года унивеситет Хонмы подписал соглашение с Сеульским государственным педагогическим университетом в целях содействия совместным исследованиям и обменам. В январе 2007 г. аналогичное соглашение было подписано с Пусанским государственным университетом. Но японско-южнокорейские обмены развиваются и за пределами Педагогического университета Хоккайдо.
Ректоры 11-ти японских государственных педагогических университетов и 10-ти южнокорейских педагогических вузов провели в Японии своё первое заседание для обсуждения программ обменов. Вторая встреча, по словам Хонмы, должна будет пройти в Сеуле.
«Введение системы объединённых степеней и двойных степеней для японских и южнокорейских педагогических вузов является одной из главных задач на повестке дня наших дискуссий. В соответствии с предлагаемой системой, студенты обоих стран будут иметь возможность определённое время учиться в своих любимых университетах другой страны, чтобы заработать необходимые баллы», – отмечает он. – «Учитывая омрачённую различными событиями историю двух соседних стран, нынешний проект будет обладать далеко идущими последствиями в будущем двусторонних отношений».
Глобальная стратегия Педагогического университета Хоккайдо не ограничивается одной лишь Южной Кореей. По инициативе предшественника Хонмы, Нориаки Мураямы (Noriaki Murayama), вуз в сотрудничестве с Университетом штата Иллинойс (Illinois State University) и Университетом им. Саймона Фрейзера (Simon Fraser University of Canada) организовал Педагогическую конференцию стран Тихоокеанского бассейна.
Первую конференцию, которая прошла в Саппоро в октябре 2006 г., посетили около 150 делегатов, представляющих 19 университетов и других образовательных институтов Японии, Китая, Южной Кореи, Таиланда, США, Финляндии, Австралии, Канады, Мексики, Замбии и Тайваня. Вторая конференция прошла в октябре прошлого года в штате Иллинойс (США), а третья – пройдёт в июле следующего года в Ванкувере (Британская Колумбия, Канада).
Усилия университета Хонмы по «глобализации» образовательной деятельности идут в соответствии с национальной политикой Японии по увеличению числа иностранных студентов до 300 тыс. человек к 2010 г. В настоящее время в Педагогическом университете Хоккайдо ежегодно учатся около 60 иностранных студентов, в основном из других стран Азии, а также Африки и Ближнего Востока.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 12.09.2009
Читайте также:
- Японские университеты поощряют студентов с пользой провести «промежуточный год»
- Сад Йельского университета будет посвящён японскому учёному
- Японские университеты доминируют в десятке лучших азиатских вузов
- Учебные пособия в манга-стиле привлекают японских учащихся
- Университет Кинки сменит “извращенское” название на английском