Японские университеты поощряют студентов с пользой провести «промежуточный год»
Все большее количество университетов прилагает усилия для того, чтобы студенты получили жизненный опыт, работая или занимаясь волонтерской деятельностью. Как надеются правительство и деловой мир, это поможет воспитать кадры, способные преуспеть в международном сообществе.
Токийский университет рассматривает перенос зачисления с апреля на сентябрь или октябрь, как на Западе, оставив проведение вступительных экзаменов в феврале.
Это привело к росту популярности идеи так называемого «промежуточного года», распространенной в США и Европе. Университет планирует, что уже принятые студенты проведут эти полгода до поступления, обучаясь за границей или занимаясь добровольческой деятельностью.
«Мы хотим, чтобы студенты приходили в университет после того, как поймут социальную значимость обучения и получат представление о различных сторонах жизни, чтобы университет был не просто продолжением их вступительных экзаменов», – пояснил ректор Токийского университета Дзюнъити Хамада (Junichi Hamada).
Международный университет Акита (Akita International University) – первопроходец в этой области в Японии. В 2008 академическом году часть мест была зарезервирована для студентов, которые попробовали свои силы в обществе до поступления в университет в сентябре. Студенты самостоятельно подбирали проекты, такие как ликвидация мин в Камбодже, работа в детском саду в Австралии и фермерство в Японии. На десять специально выделенных мест следующего года было подано сорок шесть заявок.
Университет Тоё (Toyo University), расположенный в токийском районе Бункё (Bunkyo) рассматривает введение системы «переходного года», которая позволит студентам принять участие в работах по восстановлению местных фермерских хозяйств. Пробный шаг был сделан в прошлом учебном году: университет направил пятерых студентов в префектуру Иватэ и другие области.
Синдзи Аоки (Shinji Aoki), глава факультета социологии, считает: «К моменту перехода во взрослую жизнь эти студенты уже знают, чего они хотят, и это поможет им найти работу. Для развития персонала тоже справедливо выражение «тише едешь, дальше будешь».
В целях подготовки специалистов международного уровня Федерация экономических организаций Японии («Keidanren», «Кэйданрэн») в прошлом году предложила использовать свободный год, чтобы выработать у студентов понимание того, что такое работа. Федерация также полагает, что это будет способствовать преодолению чрезмерной замкнутости и развитию основных социальных навыков, включая общение.
В последние годы многие выпускники университетов недолго задерживались на рабочих местах, и корпорации недовольны безуспешными попытками университетов подготовить кадры, готовые к международной деятельности.
Каору Сунада (Kaoru Sunada), уполномоченный директор Японской организации промежуточного года (Japan Gap Year Organization), считает: «Длительная рецессия ударила по возможностям корпораций к подготовке персонала, так что организации хотят, чтобы выпускники университетов приходили к ним полностью сложившимися взрослыми людьми».
Прозревший студент
Желая лучше узнать о трудностях, с которыми сталкиваются японские фермерские хозяйства, Хироки Ёсидзава (Hiroki Yoshizawa), 21-летний третьекурсник экономического факультета Токийского университета, взял академический отпуск и в конце августа приступил к работе в полях, управляемых сельскохозяйственным союзом в городе Кока префектуры Сига.
Будучи учащимся токийской частной старшей школы, Ёсидзава сдал вступительные экзамены, но лекции в университете показались ему скучными. Когда он был первокурсником, друзья предложили ему поучаствовать в поездке, организованной группой помощи детям Камбоджи. Бедность, которую он увидел, поразила его, и он решил пройти стажировку. «Лекции в университете стали интереснее, когда я увидел связь с миром», – сказал он.
Его однокурсники сейчас заняты поиском работы, но Ёсидзава настроен иначе: «Я хочу найти свою дорогу в жизни, а не просто получить работу, смысла которой я не понимаю».
AIESEC (Прим. пер.: международная молодёжная некоммерческая неполитическая независимая организация, занимающаяся реализацией международной программы стажировок и социально-значимых проектов) предлагает японским студентам практику в иностранных компаниях и неправительственных учреждениях. По данным организации, в 2008 финансовом году примерно 150 студентов прошли такие стажировки. Ожидается, что в этом году их количество составит более пятисот человек. От десяти до двадцати процентов из них берут академические отпуска, чтобы поучаствовать в долгосрочных программах.
«Все больше студентов хотят приобрести навыки, которые потребуются в будущем, во время обучения в университете», – сказал 22-летний Соитиро Нисимура (Soichiro Nishimura), заместитель генерального директора японского представительства AIESEC и четверокурсник университета Кэйо (Keio University).
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 3.01.2012
Читайте также:
- Токийский университет отказался от идеи начинать учебный год осенью
- Японские студенты переместились со 2-го на 6-е место в исследовании способностей к науке, проведённом Организацией экономического сотрудничества и повышения уровня образования
- Учебники для старших школ в Японии будут более сложными с 2009 г.
- Принцесса Айко не кланяется, это как так??
- Японская система образования – всё ещё эффективная и действенная