Случай с Кальдеронами показывает потребность в новом мышлении
Относительно недавно японское правительство приняло решение депортировать из страны нарушившую закон чету Кальдеронов, параллельно с этим разрешив их дочери Норико остаться и закончить обучение. Этот случай породил ряд отликов как в самой Японии, так и во всём мире. Ниже представлен один из них.
Уважаемые японские законодатели!
В середине марта я открыл свою газету и увидел статью о предоставлении правительством Норико Кальдерон (Noriko Calderon), этнической филиппинке, временного статуса резидента сроком на один год. Я был шокирован этой новостью, поскольку Норико родилась и выросла в Японии. И так же, как и большинство её «коллег»-этнических японцев, Норико говорит, что любит свою родную страну. Но тем не менее японское правительство рассматривает её как «иностранку». По-моему, Норико никакая не иностранка и ей не требуется специального разрешения на проживание в Японии. Конечно, её родители родом с Филиппин и она имеет филиппинское происхождение. Но если уж на то пошло, то все дети, родившиеся от японских родителей в Бразилии, США и Филиппинах, имеют японское происхождение. Делает ли это их «иностранцами» в странах, где они родились? Нет, люди японского происхождения (или «никкэдзин», «nikkeijin») были приняты в качестве полноценных членов других обществ.
По данным Ассоциации никкэй, или зарубежных японцев, в других странах – принявших своих новых членов – проживает около 2,6 млн. «никкэдзин». Причём, некоторые из них становятся в этих странах, где они родились или чьё гражданство приняли, законодателями. Но контраст с японским отношением чрезвычайно резок. Правительство здесь поддерживает расистскую и ксенофобскую систему, при которой люди, которые соответствуют всем всемирно признанным требованиям для получения гражданства, не имеют его.
Ежегодно я даю около 60 лекций по всей Японии для родительских комитетов, учащихся и обычных граждан с целью продвижения культурного многообразия. В Японии существует глубокая проблема, которая заключается в том, что борьба против расизма и дискриминации не воспринимается всерьёз. Препятствием является отсутствие знаний и чуткости, когда дело доходит до решения этих вопросов. Я считаю, что общественность позитивно отреагирует на просветительскую кампанию в этой области, но существует реальная нехватка политического волеизъявления. Большинство японцев по-прежнему твёрдо убеждены, что ключ к праву называться японцем находится в крови. Японец – это не тот, кто родился в Японии, и не тот, кто стал японцем путём натурализации, это тот, кто родился от родителей – этнических японцев. Эта очень расистская концепция и она не укладывается в настоящую, более многонациональную реальность японского общества.
Ныне требуются новые дебаты с целью изменения японского понятия гражданства. Ряд непредубеждённых законодателей готовы рассмотреть вопрос о предоставлении гражданства любому родившемуся в Японии, а также предоставлять двойное гражданство лицам, чьи родители – иностранцы. Но эта идея всегда сталкивается с сопротивлением со стороны наиболее консервативных политиков, которые утверждают, что Япония, в отличие от Америки или Канады, не является страной иммигрантов. Законодатели более правой Либерально-демократической партии (ЛДП) утверждают, что Япония является этнически гомогенной нацией.
Однако политическая культура Японии не поспевает за реальностью. В то время как сотни тысяч японцев предпочитают сочетаться браком с иностранцами и заводят детей в Японии, правительство всё ещё рассматривает иностранцев как злоумышленников. Ни правительство, ни гражданские организации не имеют программ по оказанию содействия иностранцам в интеграции в японское общество. Также в стране до сих пор нет закона, регулирующего иммиграцию. Необходимо активизировать дебаты о либерализации законодательства о гражданстве, особенно учитывая большое количество родившихся здесь детей, которые в настоящий момент классифицируются как «неяпонцы».
Наиболее многочисленную группу иностранцев в Японии составляют этнические китайцы и корейцы, но эти люди, которые платят налоги и зачастую чувствуют себя больше японцами, нежели китайцами/корейцами, могут получить японское гражданство с большим трудом. Они не могут получить двойное гражданство, поскольку Япония не допускает такого.
Пересмотр предоставления японского гражданства по рождению или выбору, нежели по крови, безусловно, поощрит японцев принимать иностранцев. Это станет поддержкой миллионам людей, которым в настоящее время суждено жить в стране, которой, в свою очередь, как они чувствуют, они никогда не будут полностью принадлежать. Большинство людей гордится своим наследием, полученным от предков, и это очень важно. Но для того, чтобы эффективно функционировать в XXI в., мы должны выйти за рамки наших этнических и культурных границ и работать над созданием морали и просто сообществ, способствующих общему благу.
Об авторе: Джоэл Ассогба (Joel Assogba) – африканско-канадский педагог, писатель, иллюстратор и общественный деятель. В настоящее время находится в Тикуго (Chikugo), префектура Фукуока. Связаться с ним можно
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 7.07.2009