Новости из Японии

Вступая в противоборство с небоскрёбами, чтобы защитить вид на «старого друга»

13th October 2009

Вступая в противоборство с небоскрёбами, чтобы защитить вид на «старого друга»

В разделе Общество |

Выросший в довоенном Токио, Макото Канэко (Makoto Kaneko, 83 года) вспоминает, что идеальная форма заснеженного конуса Фудзисан, видимого с узких улочек его холмистого рабочего района, была своего рода постоянным спутником. Наиболее грандиозный вид открывался с крутого холма, с любовью называемого Фудзимидзака (Fujimizaka), «склон для наблюдения (любования) Фудзисан».

Частично загороженный вид на Фудзисан с ФудзимидзакиСегодня действующий уже 80 лет магазин г-на Канэко по продаже пищи, приготовленной в соевом соусе, является одним из нескольких деревянных магазинчиков и буддийских храмов, которые всё ещё стоят здесь, делая район Ниппори (Nippori) одним из редких оазисов средневекового очарования среди токийских зданий из стали и бетона. Однако далёкий вулкан, самый высокий пик в Японии и первостепенный национальный символ, всё больше и больше закрывается небоскрёбами и смогом.

Г-н Канэко говорит, что ранее он и другие жители не возражали, поскольку с Фудзимидзаки, ставшего своего рода достопримечательностью для туристов, всё ещё открывался вид на Фудзисан. Затем, в один день десять лет назад они узнали о планах по строительству 14-этажного жилого дома, который частично загородит этот вид.

«На меня нашло затмение, [сначала] я не поверил», – сказал Канэко. – «И тогда мы поняли, что теряем».

При помощи профессора университета, в основном пожилые жители района сформировали Общество по защите Фудзимидзаки в Ниппори, которое возглавляет г-н Канэко. Группа обратилась к застройщикам, землевладельцам и местным органам власти, однако их усилия столкнулись с некоторыми проблемами: охрана здания или парка это одно, но как защитить вид на что-либо?

Сохранение открывающегося с Фудзимидзаки вида потребовало бы ограничения высоты застройки в рамках протянувшегося посреди густонаселённого района веерообразного коридора длиной 4,8 км и шириной до 304 м. Пока что общество сталкивается с жёстким сопротивлением со стороны городских чиновников и застройщиков в Токио, достояние которых изрядно увеличилось с послевоенного периода частично благодаря безудержному строительству.

«Подход Токио заключается в том, чтобы сначала строить, а потом уже беспокоиться о сохранности [чего-либо] и красоте», – заявляет Кадзутэру Тиба (Kazuteru Chiba), профессор городского планирования из токийского Университета Васэда, который помог сформировать общество в защиту Фудзимидзаки. – «Это верно даже тогда, когда затрагивает такой национальный символ, как Фудзисан».

Определённую пользу район извлёк из работы Утагавы Хиросигэ (Utagawa Hiroshige), одного из наиболее знаменитых художников Японии XIX века, который изобразил открывающийся с Ниппори вид на одной из своих гравюр. Местные СМИ также сосредоточились на популярности Ниппори, где находится последний из 16 склонов в центральном Токио, откуда всё ещё видно Фудзисан. Названия холмов как части адресной системы, существовавшей до появления современной системы адресов, отходят ещё к средним векам. По словам Норико Идэ (Noriko Ide), главы Общества холмов Японии, частной группы, ведущей хронику названий местных холмов, Фудзимидзака было одним из наиболее используемых названий, отражая священное место горы в синтоизме.

«Это чудо, что один из этих холмов сохранился», – заявила г-жа Идэ, – «таким образом, это драгоценный культурный актив».

Склон также занимает видное место в краеведчестве Ниппори. В последние дни Второй мировой войны, как утверждает одна местная жительница, она видела вспышку и облако забавной формы сразу справа от Фудзисан – по словам Нобуюки Нодзавы (Nobuyuki Nozawa), местного ветеринара, это было как раз в тот момент, когда на Хиросиму была сброшена атомная бомба.

«Фудзисан как старый друг, охраняющий нас», – сказал он.

Другие защитники указывают, что защита открывающегося с холма вида не является беспрецедентным случаем. Пионером в данном вопросе стал Ванкувер (Британская Колумбия), выпустив в конце 1980-х гг. постановление о защите видов, открывающихся с указанных перекрёстков и парков на окружающие город горы. Помимо этого население некоторых прибрежных районов США ограничило по высоте здания с тем, чтобы те не закрывали вид на океан.

Два года назад Токио сделал свой первый шаг в этом направлении, предложив защитить пейзаж вокруг четырёх известных исторических зданий, включая здание Парламента и здание Токийского вокзала из красного кирпича. Однако городские власти говорят, что обладают ограниченными полномочиями в области ограничения прав частной собственности: во многих случаях должностные лица ограничиваются лишь просьбами землевладельцев добровольно проявить сдержанность в отношении высоты возводимых зданий.

Когда жители Фудзимидзаки и представители местных органов власти обратились к застройщику 14-этажного жилого здания, они могли лишь просить о сотрудничестве. Застройщик, отделение недвижимости нынешнего производителя стали «JFE Holdings», потребовал 12 млн. $ в качестве компенсации за ликвидацию пяти верхних этажей здания стоимостью 16 млн. $. Столь значительная сумма находилась за пределами возможностей местного сообщества, так что застройщик в 2000 г. продолжил завершение строительства. Сейчас здание закрывает левую треть вида на Фудзисан, открывающегося с Фудзимидзаки в Ниппори.

Одной из проблем, по словам чиновников, являлась юрисдикция: тогда как район Аракава (Arakawa), где расположен склон, выступал за защиту открывающегося вида, район Бункё (Bunkyo), где было построено 14-этажное здание, боялся потерять налоговые поступления из-за перестройки здания. Чиновники из токийской мэрии говорят, что могли бы вмешаться, но только в том случае, если бы получили соответствующий мандат на защиту открывающегося со склона вида.

«Кто бы стал слушать о защите обзора с одной точки?», – сказал Масафуми Танака (Masafumi Tanaka), ответственный за городское планирование из районного управления Бункё. – «Мы не можем просто игнорировать права собственности».

Профессор Тиба отметил, что провал движения по прекращению постройки 14-этажного здания настолько удручил местных жителей, что сформированное ими общество почти расформировали.

«Тогда мы поняли, что всё ещё остались две трети обзора, и решили защитить их», – вспоминает он.

Общество попыталось повысить осведомлённость общественности, связавшись с землевладельцами, на чьей территории могут быть построены высотные здания, которые бы закрыли оставшийся вид. Они также стали дважды в год, в дни, когда садящееся солнце проходит точно через вершину симметричного конуса вулкана, проводить мероприятие, получившее название «Бриллиантовый Фудзисан».

Последнее такое мероприятие, по словам г-на Канэко, собрало 300 человек. Однако, как и многие другие местные жители, он далёк от оптимизма.

«Я не могу представить Ниппори без Фудзисан», – заявил г-н Канэко. – «Но, возможно, это всего лишь вопрос времени, прежде чем появится ещё одно здание, которое закроет весь оставшийся вид».

Статья на английском: Martin Fackler для The New York Times, 12.10.2009
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 13.10.2009

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100