Будущее индустрии аниме стоит под вопросом
После окончания токийского колледжа аниматоров Юко Мацуи (Yuko Matsui) начала работать в анимационной студии средней руки.
Два года спустя она зарабатывает около 80 тыс. иен в месяц и работает в среднем по 10 часов в день, выполняя довольно тяжёлую работу: в её обязанности входит изготовление «промежуточных» рисунков на прозрачных листах, используемых между ключевыми сценами. Таким образом создаётся иллюзия движения. Хотя она живёт с родителями, она не может накопить хоть сколько-нибудь денег и прекратила выплачивать пенсионные взносы. Однако, 22-летняя подмастерье ощущает себя лучше некоторых её коллег, которые, как говорят, вынуждены часто сидеть на работе по ночам и у них мало выходных.
«Насколько я знаю, было ещё семеро человек, закончивших [обучение] вместе со мной, но трое из них уже сдались и уволились», – говорит она.
История Мацуи довольно типична, через подобное проходят многие аниматоры, а нынешняя ситуация усугубляется общемировым финансовым кризисом, когда на рынке труда выживают только самые-самые. И текущая ситуация бьёт не только по работникам: углубление кризиса и быстрое изменение всего, что окружает индустрию аниме, вызывает множество опасений за будущее одного из наиболее ценимых культурных экспортных товаров.
«Во всём мире число поклонников аниме увеличивается, но с учётом краха старой бизнес-модели это не трансформируется в прибыль», – говорит Ясуо Ямагути (Yasuo Yamaguchi), исполнительный директор Ассоциации японской анимации.
За последние десять лет в среднем годовой объём продаж этой отрасли составил 200 млрд. иен – эксперты назвали это «пузырём анимации». Ямагути прогнозирует, что доходы отрасли за финансовый 2008 г. – которые ещё нужно высчитать – будут меньше, чем за 2007 г., когда общий объём продаж упал почти на 20 млрд. иен по сравнению с 2006 г., являющимся согласно статистике ассоциации рекордным годом.
«Финансовый кризис вынуждает спонсоров сокращать выплаты на телевизионную рекламу, что в свою очередь сокращает бюджеты анимации, оказывая давление на всех лиц, вовлечённых в производство», – говорит Ямагути. – «Думаю, мы столкнёмся со значительным сокращением числа аниме-передач, а агентствам, зависящим от телевидения как основного источника финансов, придётся искать альтернативу».
Помимо находящейся в упадке экономики, определённую роль в сокращении аудитории, а также осуществлении маркетинга и планирования производства связанной с аниме продукции, сыграл тот факт, что подавляющее большинство анимации, недавно транслируемой – в данном случае в ночное время – по ТВ, предназначено для взрослых и содержит слишком жестокие материалы или же материалы сексуального характера.
Ёсихико Нода (Yoshihiko Noda), директор подразделения по медиа-контенту рекламного агентства «Asatsu-DK», покупает временные слоты в популярных семейных программах, таких как «Дораэмон» («Doraemon») или «Син-тян» («Crayon Shin-chan»). По его словам, эти тенденции являются относительно недавним веянием.
«Демография поклонников аниме начала меняться 7-8 лет назад. Те, кто вырос на мультиках, стали старше и стали требовать больше содержимого специально для отаку или для взрослых», – заявляет Нода, отмечая, что такая анимация предназначена для выхода на DVD и транслируется только в ночное время, как правило, в количестве только 13 эпизодов – это делается для привлечения публики к покупке аниме «без купюр» на DVD.
Эта нехватка приемлемости аниме-контента для подавляющего большинства в сочетании с дорогими лицензионными изданиями и растущей популярностью сайтов обмена видеопродукцией способствовала подрыву рынка аниме на Западе.
«Прибыль от связанной с аниме продукции в США, в особенности это касается DVD-дисков, сокращается», – сообщает Кэйсукэ Ивата (Keisuke Iwata), директор анимационного канала AT-X.
«Благодаря мегахитам, таким как «Еванглелион» и «Покемоны», в прошлом состояние японской анимации было хорошим. Но сейчас в качестве экспортной отрасли она выдохлась», – поясняет Ивата, добавляя, что в последние годы помимо нехватки громких названий и уменьшения времени трансляции за рубежом, самым крупным препятствием является наличие незаконных Интернет-сайтов, предоставляющих бесплатный контент.
«Эти сайты загружают серии почти сразу же после того, как они транслируются в Японии, сопровождая их фансабом (субтитрами на английском или другом языке, переводимыми самими поклонниками)», – говорит Ивата. – «Это наносит серьёзный ущерб продажам».
Чтобы противостоять этой тенденции TV Tokyo в январе этого года предложил популярному сан-францисскому сайту «Crunchyroll», распространяющему аниме, распространять предоставляемые некоторые популярные сериалы с высоким качеством, субтитрами и без рекламы за месячную плату 6,95$.
Юкио Кавасаки (Yukio Kawasaki), менеджер отдела TV Tokyo по распространению анимации, говорит, что это было попыткой создать канал законной передачи данных между продюсерами аниме и зарубежными фанатами, а также способом отправить следующее сообщение:
«Анимация не является бесплатной. Это продукт кропотливой работы и денежных затрат и мы не можем продолжить производить качественную продукцию без финансовой поддержки со стороны фанатов», – заявил Кавасаки, пояснив, что если подобная стратегия окажется действенной, то она может быть расширена посредством продажи DVD-дисков и манги на таких сайтах, как Amazon.com. Кавасаки сообщил, что с 8-го января на сайте «Crunchyroll» появилось свыше 10 тыс. пользователей, выплачивающих означенную выше месячную сумму. TV Tokyo надеется довести это количество до 50 тыс. пользователей к концу этого года.
«Мы серьёзно озабочены тем, что индустрия не выживет, если всё останется, как есть», – заявляет он, признавая, что вне зависимости от того, удастся их новый план или нет, конструктивная проблема, подрывающая промышленность, будет по-прежнему существовать.
«Вы должны по-настоящему любить анимацию, чтобы участвовать в этом бизнесе», – заявляет Такэо Идэ (Takeo Ide), главный аниматор популярного телевизионного серила «Ван-Пис» («One Piece»).
Идэ напомнил, как он зарабатывал по 70 тыс. иен в месяц в свои молодые годы и жил в дешёвой квартире, прежде чем был назначен на более ответственную работу – прорисовку ключевых кадров, отмечающих начало и конец движения. История Идэ – это история успеха в профессии, которая, согласно исследованию, проведённому Японским советом организации исполнителей, имеет ужасающий показатель текучести кадров в размере 80%. Исследование показало, что один кадр приносит аниматорам в среднем 186,9¥. Учитывая, что «чернорабочий» в этой области должен заполнить в месяц около 500 таких промежуточных кадров, получаем, что заработная плата за 250 часов работы в лучшем случае будет составлять 94 тыс. ¥. И это будет продолжаться до тех пор, пока художник не будет назначен на прорисовку ключевых кадров.
В настоящее время приблизительно 90% промежуточных кадров для исполнения переводится за рубеж, в результате аниме-индустрия пытается «выдавить» из себя больше контента, чем может, а также существуют определённые опасения, что возможности для воспитания будущих поколений качественных аниматоров в настоящее время утрачиваются.
«Рисование промежуточных кадров это тяжёлый труд, который вряд ли хорошо оплачивается, однако это является важным навыком для каждого аниматора», – заявляет Масаюки Кавати (Masayuki Kawachi), председатель Всетоэйского профсоюза.
Кавати, который обрабатывает в «Toei Animation Studio» специальные эффекты, говорит, что в нынешней ситуации большая часть этой работы проводится в таких странах, как Китай и Филиппины.
Страницы: 1 2