«Приключения по дороге на работу» могут повлиять на ведение бизнеса в Японии
А вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы по дороге на работу перекусить с друзьями или сходить в кино? Конечно, многие из нас не могут отказать себе в удовольствии полениться утром. Однако все больше людей встают пораньше, чтобы успеть повеселиться до начала рабочего дня.
Прошедшим летом это движение, называемое «экстрим-сюсся» («приключения по дороге на работу»), стало очень популярным среди японцев. Правила просты: никому не мешать, не опаздывать на работу, а добравшись, не уснуть. В остальном можно делать все, что душе угодно.
• Японское общество приверженцев экстрим-сюсся
Первопроходцем несколько лет назад стал Соута Амая. У него возникли проблемы с руководством, настолько серьезные, что по ночам он не мог сомкнуть глаз, с ужасом ожидая приближение дня.
Однажды после бессонной ночи Амая вышел из дома очень рано и направился на работу кружным путем. Удивительно, но это помогло снять напряжение и он чувствовал себя намного спокойнее, когда добрался до места. Со временем прогулки стали разнообразнее, а трения с начальством утихли.
Итак, он и Такахико Сиина (оба на фото выше) основали Японское общество приверженцев экстрим-сюсся, которое распространяет информацию об этом движении.
• Боулинг перед работой
Идея экстрим-сюсся не нова. Она созвучна старой поговорке «рано в кровать, рано вставать» и напоминает другую японскую тенденцию – «асакацу» («активное утро»). Разница в том, что экстрим-сюсся не предполагает ничего, связанного с работой или обучением. Напротив, почему бы не пойти на экскурсию или не сыграть в тетербол?
Один из примеров, приведенных Томоюки Миядзаки, это группа молодых холостых людей, кричащих «Кампай!» под звон чашечек с кофе в 5 утра на вечеринке знакомств («гокан»). После этого им предстоит игра в боулинг и караоке. Славно отдохнув, можно отправляться на работу!
Приверженцы экстрим-сюсся отмечают, что отсутствие алкоголя имеет ряд преимуществ. Женщины могут не опасаться домогательств. Да и здоровья у участников прибавляется, что вызвало интерес у руководителей японских компаний.
• Экстрим-сюсся – что думает бизнес?
Сторонники экстрим-сюсся настаивают, что активный отдых перед работой заряжает энергией и создает что-то вроде «эйфории бегуна» (Прим. пер.: состояние подъёма, наблюдаемое у спортсменов), что придает людям целеустремленности и заинтересованности в работе.
Деловое сообщество начинает присматриваться к этой теории, что и отметили некоторые руководители на симпозиуме, проходившем в здании магазина «Apple» в Гиндзе.
Кадзуаки Миямото, исполнительный вице-президент «HDE», признал, что экстрим-сюсся может заставить мыслить продуктивнее: «Создается впечатление, что это подстегивает деятельность, связанную с интеллектуальным трудом, где надо много думать, а не пользоваться готовыми инструкциями».
Сёго Танита, президент «Tanita Healthcare Online», добавил, что активность сотрудников в свободное время может принести пользу компании: «Для развития важно налаживать контакты за пределами организации. Многие предпочитают вечерами отдыхать дома, так что экстрим-сюсся открывает дополнительные возможности для знакомства с людьми».
Кацумаса Асахи из «Yahoo! Japan» предвидит преимущества экстрим-сюсся, выходящие за пределы отдельных компаний, и появление перспектив «бизнеса жаворонков» для всей страны: «Мне кажется, это прекрасно, что все больше магазинов открываются рано. Мне бы хотелось насладиться живой музыкой или просмотром фильма утром. Если сложно собрать компанию, можно приглашать всех желающих».
Так думают не только эти люди; уже появились небольшие подвижки в сторону «бизнеса жаворонков».
• Появление рынка времени
До марта следующего года токийская мэрия опробует проект «Дзикан Итиба Каихацу» («Развитие рынка времени»). Некоторые учреждения (включая смотровую площадку здания токийского муниципалитета и некоторые спортивные центры) открываются теперь рано утром.
Пока неясно, утвердится экстрим-сюсся как новый способ работы или нет. В случае успеха Япония превратится в раннюю пташку, по утрам раздражающую сонных соседей бодрыми речевками.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 21.12.2013
Читайте также:
- С сотрудником какой компании вы бы хотели вступить в брак? «Nintendo» лидирует!
- 8 причин медлительности японских работников при принятии решений
- «Форд» в Японии: интервью с главой «Ford Japan Ltd» Тимом Такером
- Выпускники японских вузов теперь предпочитают транспортные фирмы
- До полного равноправия полов Японии ещё далеко