Новости из Японии

8 причин медлительности японских работников при принятии решений

19th November 2013

8 причин медлительности японских работников при принятии решений

В разделе Общество, Работа |

Медлительность японцев при принятии решений часто путает планы работающим в Японии иностранным компаниям. Из-за сложных бюрократических процедур, укоренившейся в обществе иерархичности и всеобщего стремления ни в коем случае не рисковать порой кажется, что принятие решений дается японцам тяжелее всех в мире.

В то время как некоторые японские отрасли, например, производство электроники, борются за сохранение своих позиций в стремительно глобализирующемся мире, многих занимает вопрос, почему Япония проигрывает иностранным конкурентам. Нередко мнение, что главная причина кроется в том, что решения на рабочих местах принимаются столь медленно.

Чем же вызвана привычка изрядно потянуть время прежде чем определиться с чем-либо? Здесь приведен список из восьми причин этих заминок.

1. Избегать риска, сторониться сложных проблем
Считается, что «сильное психологическое сопротивление» всему новому заложено в самой японской культуре. Принимая решения в процессе работы, многие японцы стремятся избежать малейшего намека на риск или сложную ситуацию для компании. Зачастую это приводит к тому, что принятие решения откладывается, пока не будет абсолютной уверенности в одобрении со стороны руководства.

2. Новшества в компании – это здорово, только от меня не требуйте работать по-другому
Вообще-то, такие двойные стандарты в какой-то мере присущи нам всем. Многие японцы приветствуют происходящие в их компаниях изменения… пока это не затрагивает их самих. Поскольку никто из сотрудников не стремится к нововведениям, старые методы работы неминуемо берут верх над любым начинанием, которое просто игнорируется коллективом.

3. Действовать проверенными методами
Независимо от культурной принадлежности, самое тяжелое в принятии решения – ответственность, которую несет исполнитель в случае неудачи. Из опасений, что новые методы себя не оправдают, безопаснее продолжать использовать прежние, проверенные годами. Устоялось представление, что многим японцам тяжело освоиться с незнакомыми подходами.

4. Студентов учат сначала выполнять самые легкие задания
С детства японцев учат, что первыми надо выполнять самые легкие задания теста, а потом, если останется время, переходить к более сложным. Во взрослом возрасте этот же принцип применяется на рабочем месте. На Западе сначала берутся за наиболее важные для компании вопросы, и только после их разрешения переходят к менее серьезным, как правило, являющимся более простыми.

5. Отсутствие понимания, что высокий риск может обернуться большим выигрышем
Банкиры с Уолл-стрит ничего не добились бы, не будь они готовы пойти на риск (споры о моральной стороне дела оставим в стороне). Вложение в новые технологии или игра на колеблющихся ценах на сырье безусловно рискованны, но так и делаются большие деньги… если только не допустить ошибки. Иностранцы часто жалуются, что японские предприниматели не желают рисковать даже во имя большой выгоды. Например, вместо того, чтобы заняться еще относительно неизвестными MP3 плеерами, как это сделала «Apple», выпустив «iPod», «Sony» продолжала возиться с минидисками.

Интересно заметить, что хотя на Западе про минидиски достаточно быстро забыли, еще три-четыре года назад во многие музыкальные центры японского производства были встроены плееры для минидисков, а сами минидиски до сих пор можно приобрести по всей стране. Определенно в этом более традиционном испытанном формате есть что-то привлекательное для мышления японцев.

6. У исполнителей нет полномочий
Из-за свойственной японскому обществу строгой иерархичности исполнители все до малейших деталей должны согласовывать с руководством, так что на достижение какого-либо результата уходит целая вечность. Это касается всего – от международных сделок до проблем в местном магазине мобильных телефонов, где от персонала зачастую приходится слышать, что они не могут принять решение и жалоба покупателя должна пройти все положенные инстанции.

7. Центр во главе всего
Подобно простым исполнителям, у филиалов компаний почти нет полномочий на принятие самостоятельных решений. О чем бы ни шла речь, окончательное решение всегда за центром. Если у компании филиалы по всему миру, попытки скоординироваться с Токио тормозят их деятельность просто из-за разницы по времени.

8. Совещания: многолюдные, но безынициативные
Многие иностранные компании недоумевают по поводу японских многолюдных совещаний, на которых не обсуждается никаких новых идей. На Западе для «мозгового штурма» при обсуждении нового бизнес-плана собирается небольшая группа людей, и каждый может высказать свои мысли. Порой кажется, что японские совещания проводятся для галочки: руководство озвучивает планы, но из-за большого количества присутствующих нет желающих выступить.

Японских пользователей Интернета такие «новости» не удивляют. Многие из них согласились с тем, что японское общество создало деловую среду, враждебную внедрению новых идей и быстрому принятию решений, но быстрого изменения ситуации не просматривается:

Изменение системы образования, чтобы начать учить по-новому, потребует много времени и денег, а для нашего поколения это и вовсе невозможно

Такая критика раздается с тех пор, как началась глобализация…

Ох… немного неприятно слушать эти правдивые слова

Как по вашему, это истинная причина проблем японского бизнеса в международной среде или эти стереотипы несправедливы? Если вы работали с японскими организациями или были сотрудником японской компании, мы будем рады узнать о вашем опыте!

Статья на английском: Scott R Dixon, 17.11.2013
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 19.11.2013

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100