Кого пугают работающие японки?
“Раньше я управляла вертолётом, мне это нравилось. Но я уволилась, когда родился ребёнок. Не думаю, что я в ближайшее время вернусь на работу”, – поделилась одна женщина из общественного центра, где местные жители собираются пообщаться друг с другом и устроить различные мероприятия.
Передо мной группа женщин. Где-то около часа мы с ними обсуждаем их интересы и стремления. Я смотрю на них и вижу общительных и интересных личностей. Однако, у всех них есть кое-что общее. Каждая окончила университет и ушла с работы, родив ребёнка. Хотя нет ничего плохого в том, чтобы предпочесть семью работе, предсказуемость карьеры этих женщин вызывает у меня тревогу. Сами они воспринимают это как нечто само собой разумеющееся. В Японии работа не слишком сочетается с материнством, или во всяком случае так внушили этим женщинам.
В прошлом месяце премьер-министр Синдзо Абэ сделал смелое заявлении касательно женщин и экономической ситуации в стране. Так, он заявил: “Создание обстановки, в которой женщинам будет комфортно работать… для Японии теперь это не вопрос выбора. Это вопрос величайшей срочности”.
В большинстве развитых стран работающие женщины давно считаются важной экономической силой, и идея Абэ не нова. В Японии же, напротив, она позволяет пролить свет на права женщин, долго пролежавшие под спудом.
Абэ заступил на пост премьера в декабре прошлого года и с тех пор его “Абэномика” стала весьма известной. Увеличение доли работающих женщин является частью долгосрочных реформ Абэ. Хотя этот вопрос в Японии уже довольно долгое время является проблемным, внимание ему стало уделяться только сейчас.
В 1999 г. Кэти Мацуи (Kathy Matsui), ведущий финансист японского филиала “Goldman Sachs”, первой отметила, что Япония может запросто увеличить ВВП на целых 15% просто задействовав свой неиспользуемый потенциал – японских женщин. С тех пор прошло 14 лет и этот вопрос наконец-то вошёл в обиход политиков.
Почему же потребовалось так много времени, чтобы правительство признало наличие проблемы в этой области? Очевидно, вопрос явно не в отсутствии доказательной базы. В 1999 году вступил в силу Основной закон для общества гендерного равенства, в котором прописано, что государство несёт ответственность “за всеобъемлющую разработку и осуществление политики в области гендерного равенства”. Однако, в 2011 году (т.е. более 10 лет спустя), по оценкам правительства, лишь 6,2% управляющих должностей в частных компаниях занимали женщины. По данным МВФ, в Японии уровень занятости среди женщин на 25% уровня занятости среди мужчин, т.е. можно утверждать, что в Японии уровень занятости среди женщин является одним из самых низких среди развитых стран мира. Женщины составляют половину выпускников вузов, но несмотря на это, согласно результатам опроса ИА “Kyodo”, женщины сами видят себя в роли матерей-домохозяек: каждая третья японка хочет стать домохозяйкой, выйдя замуж.
Многие полагают, что заявления Абэ о достоинствах “Феминомики” могут способствовать изменению сложившегося статус-кво и привести к большему равенству полов, чем есть сейчас. Хотя по заявлению МВФ, большее число работающих женщин позволило бы Японии увеличить ВВП на 5%, существует множество причин для скептического отношения к феминизации правительственного курса. Для начала можно взглянуть, что творится в самом парламенте. Следуют ли депутаты пропагандируемым ими идеям?
С тех пор, как Абэ вернулся на пост премьера, число женщин-депутатов в нижней палате сократилось до 8%. Всего лишь двое из 18 членов кабинета – женщины. Согласно результатам проведённого Межпарламентским союзом исследования, Япония оказалась на 124-м месте среди 188 стран – ниже таких развивающихся стран как Мали и значительно ниже Китая и Южной Кореи, занимающих 54-е и 88-е места, соответственно. Нехватка женщин ощущается не только на высшем государственном уровне: по состоянию на 2011 год, женщины занимали всего лишь 0,8% должностей мэров. Женщины по-прежнему находятся практически за пределами политической сферы и не могут оказать значительное влияние на общественную политику и принятие решений.
Почему же правительство подняло вопрос, решением которого не может похвастаться? Несмотря на ряд законодательных актов последних лет по содействию гендерному равенству, совершенно очевидно, что в области трудоустройства женщины не обладают равными с мужчинами правами. Более того, ни на одном из правительственных уровней женщины не представлены в достаточном количестве. Если проследить взаимосвязь между законодательством в области равенства полов и реальной ситуацией в обществе вплоть до настоящего момента, предполагается маловероятным, что в ближайшее время произойдут какие-либо значительные изменения. Пока что стратегия Абэ по созданию более дружественной по отношению к женщинам обстановки в сфере бизнеса оказалась далека от обещанной. Конечно же, в правительстве могут заметить, что суть проблемы кроется не в недостатке правового регулирования, а в отсутствии желания проводить какие-либо изменения. Можно подумать, что “Феминомика” нацелена не на достижение гендерного равенства, а на создание видимости такого равенства.
Текущие вопросы, с которыми сталкивается японское правительство, нельзя решить посредством создания новых законопроектов. Решение лежит куда глубже и оно куда сложнее. Для начала нужно подвергнуть сомнению сложившийся статус-кво патриархата и изучить, каким образом нужно изменить политическую, социальную и экономическую системы с тем, чтобы женщины наконец-то стали равными членами общества.
Даже если в будущем правительство приведёт в исполнение политику по уравнению женщин в правах на государственном уровне, по-прежнему представляется сомнительным, что то же самое произойдёт на уровне местных властей и в частном секторе. Для женщин рабочая среда по-прежнему полна трудностей – честному обращению и мобильности препятствует представление, будто женщины не заслуживают равенства. Так, один из этих вопросов, поднятый Хифуми Окунуки (Hifumi Okunuki) из “The Japan Times”, это “притеснение матерей”. В 1985 году с целью предотвращения дискриминации женщин в связи с беременностью или декретным отпуском был принят Закон о равных правах на трудоустройство. Однако, в настоящее время 62% женщин уходят с работы после рождения ребёнка (и это число продолжает расти) – в связи с этим тяжело игнорировать открытое нежелание работодателей связываться со свежеиспечёнными и будущими матерями.
Пока что феминизм в Японии не может похвастаться долгой и полной успехов историей. У женщин нет общей базы, с которой они бы могли выразить своё мнение, кроме того, сами японки зачастую глубоко погрязли в традиционных представлениях о ролях мужчин и женщин, что даже не подвергают их сомнению. Простого призыва к работодателям выйти за рамки укоренившихся предрассудков будет недостаточно для ликвидации барьеров гендерного неравенства. Если японские власти хотят построить экономику на основе равных трудовых прав, ему стоит воплотить в жизнь и поощрять самооценку женщин.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 2.11.2013
Читайте также:
- Руководитель «Shiseido» борется за равенство полов в Японии
- Трудности работающих японок
- До полного равноправия полов Японии ещё далеко
- Опрос: Кем вы хотели стать в детстве и хотели бы сейчас поработать в этой области, будь такая возможность?
- Работающие японки объедаются сладостями в борьбе с усталостью