Япония теперь в зоне досягаемости
Когда японская тёща Кена Оно (Ken Ohno) попросила его принять дела семейного бизнеса в префектуре Нагано в начале 90-х годов, он даже не мог себе представить, к чему это может привести.
[Кен Оно.]
«Моему тестю поставили диагноз «диабет», когда ему было 50. Его здоровье ухудшилось в 1994 г. и он умер от сердечного приступа в 1997 году. До этого никто и никогда не говорил о возможности того, чтоб я возглавил ITEC. «Следи за тем, что мы делаем, и выскажи свое мнение…».
Ohno сегодня – исполнительный директор корпорации «ITEC», мечущийся между офисами в Хироо и Токио и заводом в Сиодзири (Shiojiri) в Нагано, который производит антенны и другие беспроводные приспособления. У предприятия есть также офис в Сиэтле, управляемый его матерью по одной простой причине: «Мне нравится иметь офисы в местах, куда я приезжаю отдыхать».
Родители Оно, американка и японец, познакомились в Киото. Она была там проездом, совершая кругосветное путешествие; он был студентом Киотского университета, работающим в свободное время гидом.
Несколько лет они прожили в Калифорнии, потом старший Оно был отправлен обратно в Японию своим работодателем: «Champion Spark Plugs».
«С 5 до 17 лет я прожил в Хонмоку (Honmoku, Иокогама), посещая японскую школу. Затем я снова вернулся в Штаты и жил со своей бабушкой на Лонг Бич. Я серьезно занимался теннисом и мечтал попробовать свои силы в юниорском кружке».
Интерес к теннису продолжался до младших курсов колледжа, затем все изменилось. Он стал интересоваться международным административным бизнесом. Его привлек данный предмет потому, что тогда было слишком сильное непонимание между Японией и другими странами. А еще самым модным словечком в то время было слово «финансы». Имея макроэкономические взгляды («критический капитализм – увлекательная игра»), он поехал в Токио, работал в Ситибанке, а в 1990 г. был снова переведен в Нью-Йорк.
К этому времени у него появилась девушка (японка) – старшая из трех дочерей – заявившая, что если он уедет, она поедет тоже. Сейчас, уже давно женатые, они растят 15-летнюю дочь и 13-летнего сына. Оно еще раз вернулся в Японию, но уже семьей, по делам компании «Форд»: «Я помогал провести коммерческую операцию для Ягуара».
Это было как раз тогда, когда тесть Оно, Исао Ямада (Isao Yamada) – «очень компетентный в своем деле инженер» – заболел. Основанная еще его отцом мебельная компания «Yamada Lumber Company» в Кисо (Kiso) за многие годы выросла и стала корпорацией «ITEC» в Сиодзири.
«Когда тёща попросила меня заняться делами компании, там была только одна управленческая команда и около 70 рабочих. Завод занимался в основном изготовлением антенн для мобильных телефонов. Поначалу я просто бродил по заводу и наблюдал за работой людей. Потом я пересмотрел все бухгалтерские книги компании».
После смерти Ямады наступил «совершенный вакуум». Рабочие беспокоились за свои места и за то, кто же возглавит компанию. Члены давно сложившегося коллектива вдруг стали воевать друг с другом. Так обстояли дела, когда оно вступил в должность исполнительного директора компании. Сложившаяся ситуация была далека от той, которую он себе представлял. Его первым шагом к консолидации – «несмотря на то, что я не уверен, есть ли у меня право это делать» – было закрытие офиса в Токио, давая возможность коллективу компании перебраться в Нагано. Затем он собрал всех работников завода в Сиодзири и объяснил им свои дальнейшие планы в отношении компании.
Сегодня ITEC снова имеет офис в столице, в нем работают пять коллективов, включая менеджеров по продажам. Также на фабрике в Сиодзири работают 130 человек, которые не являются членами профсоюза компании, 80 из них – это женщины.
«Как всегда говорил мой тесть, если мы вдруг придем к выводу, что коллектив не стал одним целым, нам придется закрыться, потому что это будет означать, что, очевидно, мы плохо выполняем свои обязанности как работодатели. И я с ним согласен».
Как работодателю Оно приятно думать, что он «гибкий» и «разумный». Но он пришел к выводу, что он к тому же и упрямый. Он утверждает, что его путь управления значительно отличается от старого стиля «сверху вниз». Он, конечно же, не перешёл на экстремальный путь «снизу вверх», но болтается сейчас где-то посередине. Найти нужный баланс не так уж легко, но он все-таки «бросает вызов». Основным видом производства в компании по-прежнему остается изготовление антенн. Оно знает, что мобильный телефон стал неотъемлемым элементом жизни людей. Он вспоминает, как ужинал вчера вечером с человеком, который ни разу за весь вечер не выпустил из рук мобильный телефон.
Страницы: 1 2
Читайте также:
- Центр поддержки хронически больных детей в Японии: проткнём пузырь боли и одиночества вместе
- В период кризиса японские сладкоежки довольствуются бюджетными пирожками
- Новое законодательство: нет выплат – нет визы
- Иностранцы в Японии требуют соблюдения гарантий занятости
- Кадзухико Того: борьба с обвинительным приговором