В период кризиса японские сладкоежки довольствуются бюджетными пирожками
Японская экономика, быть может, и находится в состоянии застоя, но сладкая закуска в форме рыбки расходится без помех – благодаря небольшой цене и благозвучному названию.
«Таяки» («taiyaki»), что дословно означает «запеченный морской лещ» (он же дорадо), представляет собой пирожок с начинкой из сладкой бобовой пасты, который подаётся горячим. «Тай» – это японское название морского леща, которое по звучанию похоже на слово «счастье», а сам пирожок, который в новом магазине таяки стоит всего 130 иен и в этом году празднует столетие, делает множество людей, особенно пожилых, счастливыми.
«Пирожки таяки известны с древних времён, но время от времени я всё ещё хочу съесть ещё один [пирожок]», – сказала Масако Кано (Masako Kano, 69 лет), домохозяйка, стоявшая в очереди за пирожками снаружи нового магазина. – «По сравнению с другими пирожками, которые обычно стоят 200-300 иен, его цена является привлекательной».
«Fancy Corporation», управляющая сетью магазинов по продаже таяки по всей стране, недавно открыла своё 45-е заведение в Кавасаки (Kawasaki). Представитель компании Эрико Яно (Eriko Yano) сказала, что даже в течение экономического кризиса эти пирожки популярны как никогда и являются основой бизнеса «Fancy Corporation».
«В современных экономических условиях потребители отдают предпочтение недорогой, безопасной и проверенной продукции. Я полагаю, именно поэтому число наших магазинов растёт», – сказала Яно. – «Тогда как люди сокращают [расходы] на излишества, такие как десерт, таяки становятся ещё более популярными».
Ассоциация производителей закусок Японии сообщила, что в то время, как популярность дорогих кондитерских изделий сокращается, спрос на недорогие закуски, такие как таяки, только увеличивается.
Экономист Тосихиро Утида (Toshihiro Uchida) из «UFJ Research and Consulting» сказал, что популярность таяки особенно заметна в районах, где расположены завязанные на экспорт компании, пострадавшие от кризиса.
«В такие времена, как эти, растёт популярность продуктов, чей коэффициент эффективности затрат высок. Таяки не просто дёшевы, они с начинкой, чья сладость приносит удовлетворение людям, которые устали и находятся в состоянии стресса, поскольку люди обычно хотят сладкого в трудные времена», – сказал Утида.
По словам Яно из «Fancy Corporation», магазины по продаже таяки также относительно дёшевы при постройке: один такой магазин требует инвестиций в размере около 10 млн. иен, что значительно меньше, чем может потребовать ресторан, который может обойтись раз в пять дороже.
«Думаю, бум таяки не в последнюю очередь связан с тем, что мы можем купить несколько штук за раз, ведь наши доходы серьёзно снизились», – сказала Митико Хоси (Michiko Hoshi, 76 лет), одна из стоящих в очереди за таяки.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 12.11.2009