Танцы с дьяволом вокруг «Ясукуни»
Одной из величайших загадок жизни в Японии является существование ультраправых. У этих шумных, угрожающих, порой даже с летальным исходом, бритоголовых патриотов, кажется, есть иммунитет к власти полиции.
[Кадр из «Ясукуни»]
«Почему никто ничего не делает с этими парнями» – это можно слышать от каждого иностранца, впервые посещающего страну. Ключ к ответу на этот вопрос можно найти в знаменитом, но осажденном документальном фильме Ли Ина (Li Ying) «Ясукуни» («Yasukuni»). На протяжении фильма камера Ли вертится среди старых солдат и политиков в часовне 15 августа 2005 г., отмечающих 60-ю годовщину капитуляции Японии.
Синтаро Исихара (Shintaro Ishihara) только что завел толпу обещаниями, что Япония снова «Восстанет как лев». Женщина взбирается на трибуну и говорит: «Мы посвятим себя восстановлению гордой Японии, в которой премьер министр сможет открыто поклоняться в Ясукуни. Мы сделаем все, чтобы приблизить тот день, когда и император сможет поклониться здесь с нами».
Пока она покидает слушателей и знакомые аккорды гимна «Kimigayo» раздаются из всех громкоговорителей, двое молодых протестантов выкрикивают слоганы против Ясукуни. Протестантов оттаскивают от трибуны, их избивают ультраправые и уносят от храма, в то время как разъяренный пожилой человек кричит им: «Возвращайтесь в Китай». Этих двоих японцев вскоре арестовала полиция. Та женщина-политик была, конечно, законодателем Либерально-Демократической партии (ЛДП) по имени Томоми Инада (Tomomi Inada), которая яро выступала с критикой в адрес кино и является главным историческим ревизионистом.
Сторонник правых, «Sakura Channel» причисляет ее к сторонникам своего кино «Правда о Наньцзине» («The Truth of Nanjing»), который оспаривает факт насильственного захвата в 1937г. старой столицы Китая японскими империалистскими войсками и утверждает, что это ложь. Инада помогала вести недавний судебный процесс против романиста Кэндзабуро Оэ (Kenzaburo Oe), который разозлил нео-националистов, написав о роли военных в принуждении граждан к самоубийствам во время битвы на Окинаве в 1945г. (Прим.пер.: подробнее об этом можно прочитать здесь: «Японский суд отклонил иск против Оэ, описывавшего зверства на Окинаве».) Она подписала известную рекламу в «Washington Post» от 2007 г., утверждая, что сексуальное рабство тысяч азиатских девушек в принципе безосновательно. Она также является членом парламентской группы по борьбе с тем, что на их взгляд является «мазохистским» преподаванием истории в современных школах.
Это занятая женщина, но не на столько занятая, чтобы пропустить предварительный показ документального фильма Ли в прошлом месяце, на которой присутствовали еще 80 законодателей (Прим.пер.: подробнее об этом можно прочитать здесь: «Для законодателей правящей партии Японии был устроен предварительный показ фильма «Ясукуни»».) . Инада позже обвинила кино в «политической пропаганде» и ухватилась за решение Агентства по культурным отношениям о выплате Ли гранта в 7,5 млн. йен. Позже она защищала свои взгляды перед репортерами: «Я чувствую, что кино несет идеологическое послание о том, что Ясукуни являлся средством вовлечения людей в агрессивную войну».
Но Инада не в состоянии осознать связь между самим общественным критицизмом и, возможно, его самым форсированным последствием: угрожающие визиты людей в черных фургонах, людей, превознесенных любовными поэмами к Японии. Как нам теперь известно, 4 токийских кинотеатра после постоянных открытых угроз и протестов ультраправых по очереди закрыли показ документального фильма.
«Я здесь не причем», – говорит Инада. – «Я не заинтересована в ограничении свободы слова или ограничении показа данного фильма. Мои сомнения касаются политических намерений фильма».
Раньше японцы бывали здесь много раз, но из-за протестов правых очень немногие японцы посмотрели фильм Минору Мацуи (Minoru Matsui), снятый в 2001 г., под названим «Японский дьявол» или кинематографическую дань арт-дома Пола Шредера для Юкио Мисимы (Yukio Mishima). Скольким людям здесь удастся посмотреть ту дюжину фильмов, снятых за последние 2 года в Америке и Китае в память о Наньцзинской резне 1937 г.? Схема всегда одна и та же: кинематограф задевает больную тему истории Японской войны, консервативные политики дают «добро», а ультраправые вступают в борьбу, потому что это собственно и есть то, чем они занимаются.
«Политики знают, что когда они делают заявления на данную тему, мы примем меры», говорит Ёсисада Такаси (Yoshisada Takahashi), который возглавляет ультранационалистическую группу в Токио. Подобно многим другим ультранационалистическим группам, включая и ту, что впервые одарила свои визитом в марте кинотеатр «Ginza Cinepathos», Такаси не смотрел «Ясукуни», а только слышал о нем от таких, как Инада.
Страницы: 1 2