Пропасть между родителями и детьми: расстояние и культура
Когда я пью зелёный чай, присланный мне из Японии моей мамой, я думаю о ней и пытаюсь представить, каково это — быть матерью дочери, которая уехала в другую страну, а также каково это, когда тебя и твоих детей разделяет пропасть как в плане расстояния, так и в плане культуры. Пока что мне подобное испытать не довелось, но, должно быть, чувства самые что ни на есть смешанные.
Я знаю, мама думала, что я буду жить где-то неподалёку от неё — так же, как она жила рядом со своей матерью. Уверена, она грезила о том, что я проделаю тот же путь, что и она: выйду замуж за японского мужчину, буду жить где-то поблизости, стану домохозяйкой или буду работать в госучреждении (для женщин моего родного городка это лучший и самый стабильный вариант занятости) и обзаведусь, скажем, двумя детьми. Однако, я уехала и теперь счастливо живу в Штатах вместе с любящим мужем, чудесными детьми и прекрасной работой, на которую я не нарадуюсь — словом, у меня есть всё, чего не могло быть в Японии.
Моя мать усердно трудилась над тем, чтобы я выросла такой, какой ей хотелось. Когда я была «не такой», меня «поправляли». Тогда я не знала, что просто была «другой», а думала, что со мной что-то «не так». Неважно, насколько упорно я убеждала себя, что правильно быть такой, какой меня хотела видеть мать, в определённое время желание просто быть собой одержало верх. Тогда я отправилась искать себя и своё счастье за пределами Японии.
Интересно, останься я в Японии, моя мать позволила бы мне стать той, кем я хотела стать. Если честно, не знаю, да и не тот я человек, что оглядывается назад, желая, чтобы всё было иначе. Я вовсе не критикую свою маму. Таковы были ожидания в то время, когда я росла: следовать воле своих родителей и заботиться о них. Кроме того, я знаю, что идеальных родителей не существует, и я уверена, что однажды мои дети скажут мне, что лучше было сделать то-то и то-то по-другому.
Когда дело доходит до воспитания, я часто предоставляю своим детям право выбора. Когда они настаивают на том, чтобы сделать что-то, с чем я втайне не согласна или считаю неправильным, я рассказываю им о последствиях того или иного поступка и предоставляю право выбирать самим. Указывать, что делать, «потому что я хочу, чтобы было по-другому», не входит в мой стиль воспитания.
Это настолько тонкий момент, что родители должны соблюдать баланс. Если превратить свой дом в слишком уютное гнёздышко, есть риск, что дети лишатся чувства независимости и останутся в родовом гнезде навсегда. Вы наверняка видели подобных взрослых отпрысков, не так ли? С другой стороны, если чрезмерно всё контролировать, в конечном итоге можно вовсе потерять собственных детей.
Пройдёт ещё пятнадцать лет, и я по-прежнему буду потягивать свой чай. Я не знаю, где будут тогда мои дети — близко ли, далеко ли. Но если я смогу пить чай, зная, что они счастливы, меня это вполне устроит.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.11.2012