Руководитель «Shiseido» борется за равенство полов в Японии
Как вице-президент «Shiseido», Кимиэ Ивата (Kimie Iwata, 64 года) помогает управлять одной из крупнейших косметических компаний в мире, входящей в число самых известных японских брендов.
Она также является редким примером женщины-руководителя в стране, мощным символом прогресса и продолжающейся борьбы женщин на рабочих местах.
Вот уже более четверти века Ивата трудится на линии фронта борьбы за равноправие полов. В середине 80-х, как сотрудник министерства труда, она способствовала созданию знакового закона «О равных возможностях при найме на работу». Сегодня она – движущая сила компании в достижении развития женских возможностей, разжигающая все более значительные изменения в корпоративной Японии.
И хотя японки совершили существенный профессиональный скачок за последние 25 лет, фактически Ивата одинока в достижении верхушки крупной компании.
Женская занятость все еще отстает от мужской: большинство женщин оставляют рабочие места после рождения первого ребенка. Социальные силы пропагандируют образ матери-домохозяйки, женщин «выталкивают» с работы сокращением числа детских садов, негибким графиком и т.п.
Значительную роль женщины могли бы сыграть в решении вопроса сокращения численности населения, что наверняка повлияло бы в свою очередь на давний конфликт полов.
Исследование, проведенное в этом году финансовой газетой «Nikkei», показало, что женщины составляют меньше 1% среди руководителей ведущих 500 компаний, в то время как в США и Великобритании этот показатель превышает 10%. По данным правительственного комитета по вопросам гендерного равенства, в целом в других странах с развитой экономикой число женщин-руководителей значительно выше.
«Если вы обратитесь к истокам проблемы, то обнаружите, что дело не в компетентности или желании»,- сказала Ивата на интервью с корреспондентом «The Associated Press». – «Дело в том, что в период материнства женщины оставляют работу, и их карьера скатывается до нуля».
Если они попробуют вернуться на рабочее место через несколько лет, то столкнутся с суровой реальностью. Компании не станут нанимать их в качестве постоянных работников. «А пробиться на такое место, работая временно или по контракту, практически невозможно»,- прокомментировала Ивата.
Потенциал множества образованных женщин не используется в должной мере
Это и привело Японию к тому, что целое море образованных женщин либо работает частично, либо и вовсе не работает, и это во времена, когда страна пытается пережить два десятилетия скудного роста и назревающий демографический кризис.
Ожидается, что при таком низком уровне рождаемости и высокой продолжительности жизни к 2050 году 128-миллионное население Японии сократится более чем на четверть. По оценкам правительства, пожилые составят 40%, в то время как поддерживающее их трудоспособное население сократится.
Кэти Мацуи (Kathy Matsui), ведущий финансист японского филиала «Goldman Sachs», описывает женщин Японии как самый неиспользуемый актив. На протяжении десяти лет она проводила кампанию по полноценному использованию потенциала японских женщин.
Мацуи уверена, что если женская занятость в Японии (около 60%) возрастет на 20%, то есть сравняется с мужской, это добавит 8,2 миллиона людей к рабочей силе и увеличит объем ВВП не меньше чем на 15%. И вопреки бытующему мнению, большее число работающих женщин поднимет уровень рождаемости.
Экспериментально доказано, что страны с относительно высокой долей работающих женщин имеют стабильный уровень рождаемости. Взаимосвязь подтверждается даже среди 47 префектур Японии: там, где уровень женской занятости выше, соответственно выше уровень рождаемости.
«Я настроена оптимистично, потому что нет другого выбора», – поделилась Мацуи с «AP». – «У этой страны просто нет другого выхода».
Ивата также полна надежд, просто потому, что она была свидетельницей того, какой прогресс совершила Япония с начала 70-х.
Выросшая на западном острове Сикоку, Ивата благодарна своей матери за то, что та направила ее на путь, необычный для женщины того времени. Она вдохновляла дочь усердно учиться, найти хорошую работу и добиться финансовой независимости.
По окончании старшей школы, Ивата переезжает за 530 км от дома, чтобы учиться в престижном Токийском университете. Затем она уезжает и дальше, проведя волшебный год за границей в Рипонском колледже (г. Рипон, штат Висконсин, США).
Но сказка закончилась после возвращения в Японию. Когда Ивата начала искать свою первую работу, она обнаружила, что ни одна компания не собиралась нанимать ее с последующим карьерным ростом. Напротив, фирмы нанимали женщин для выполнения таких рутинных и вспомогательных работ, как приготовление чая или копий для мужчин. Считалось, что они все равно уйдут с работы после брака.
Не имея других вариантов, Ивата задумалась о государственной службе. Как оказалось, в 1971 в министерстве труда требовалась одна женщина. Она подала заявку и получила место.
«В действительности, в то время карьеру было не построить», – говорит Ивата, – «Скорее, больше некуда было пойти».
Более тридцати лет она взбиралась вверх по министерским должностям, одновременно воспитывая двух дочерей. Именно в министерстве она начала вплотную работать с законодательством, что принесло в итоге ошеломляющую победу работающим женщинам Японии.
В 1985 г. в Японии, столкнувшейся с нарастающим давлением со стороны международной общественности касательно дискриминации по половому признаку, был принят закон «О равных возможностях при найме», который вступил в силу на следующий год. Он запрещал ущемление женщин при приеме на работу, продвижении, обучении, в области должностных обязанностей или при получении привилегий.
Тем не менее, на закон за его беспомощность набросились критики: закон вроде есть, но нет никаких санкций против тех, кто не будет его соблюдать.
Однако, Ивата уверена, что этот закон стал ключевым первым шагом.
«Все чрезвычайно поменялось за последние 25 лет»,- говорит она.
Ивата перешла в токийскую компанию «Shiseido» в 2003 г., после выхода на пенсию с государственной службы. Знакомство со времен старшей школы открыло ей двери в компанию, которая, наконец, дала возможность работать в частном секторе и реализовать изменения как среди женщин, так и среди мужчин.
Соглашение оказалось идеальным для обеих сторон.
В компании со 139-летней историей крепли стратегические и социальные требования по улучшению положения женщин. В конце концов, почти весь их бизнес зависел от сотрудниц и покупательниц по всему миру.
Но все же, большинство сотрудниц «Shiseido» продолжали уходить после рождения ребенка. Представительницы прекрасного пола составляли меньше 12% всех менеджеров «Shiseido», что, конечно, выше среднего показателя по стране, но все еще мало для компании, в которой женщины численно превышают мужчин в 4 раза. Тогда было решено удержать своих сотрудниц любым способом.
Страницы: 1 2