Секретное оружие японской экономики: женщины
Проблемы Японии хорошо известны: рост количества пожилых людей и сокращение трудоспособного населения, результатом чего станет рост расходов на здравоохранение и сокращение базы налогообложения.
Приток иммигрантов мог бы увеличить количество работников, но по сравнению с Европой Япония меньше склонна к подобным мерам.
По мнению специалистов, решение можно найти внутри страны: привлечь к работе больше японок.
Кристин Лагард, руководитель Международного валютного фонда, в октябре заявила, что женщины могли бы спасти проблемную японскую экономику, если бы большее их количество работало.
Согласно отчету «Goldman Sachs» за 2010 год, ВВП страны мог вырасти на 15%, если бы женская занятость (60% на сегодняшний день) соответствовала мужской (80%). Как сообщалось, семь из десяти женщин оставляют работу после рождения первого ребенка. И лишь 65% женщин, окончивших колледжи, работают.
Доля работы, выполняемой женщинами, составляет всего 60% от того, что делается мужчинами, так как среди женщин больше занятых на неполный рабочий день.
И если некоторые женщины добровольно предпочитают оставаться дома, то другие просто не имеют возможности работать.
Согласно ежегодному докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ), касающемуся проблемы неравенства полов, Япония занимает 101 место из 135, что на три пункта ниже, чем в прошлом году. Соседний Китай находится на 69 месте.
«Вопросу равенства полов в Японии не уделяется никакого внимания», – заявила Каори Сасаки, руководитель консалтинговой фирмы. – «Япония была сильной страной на протяжении пятидесяти-шестидесяти лет после Второй мировой войны, потому что определенная группа мужчин захватила руководящие позиции в области экономики, СМИ и политики. Этот мужской коллектив придерживался одинаковых взглядов, и решения не обсуждались».
Но неспособность справиться с возникающими последние двадцать лет проблемами привела к тому, что Япония перестала двигаться вперед.
В перечне из 3600 компаний доля женщин среди руководителей составляет всего 1,2%.
По мнению Сасаки, японцам пора признать, что проблема сокращения неравенства полов перестала быть юридической. «Это вопрос управления и стратегии развития», – сказала она, добавив, что печально известные компании – «Olympus», скрывшая убыток в 1,7 миллиардов долларов, и «Tokyo Electric Power», компания-оператор аварийной АЭС «Фукусима», лучше бы справились со своими проблемами, будь состав их высшего руководства разнообразнее.
«Когда надо преодолеть кризис, создать продукт или услугу, разнообразие действительно важно», – подчеркнула она.
С ней согласилась и Саадия Захиди, глава программы гендерного равенства и человеческого капитала ВЭФ. «О каких нововведениях может идти речь, если одни и те же люди находятся в той же ситуации, что и раньше? Откуда взяться новым идеям?» – сказала она на открытии заседания целевой рабочей группы в Токио.
Профессор по социологии семьи токийского университета Тюо Масахиро Ямада полагает, что дело не только в женской занятости. Тем не менее, по его мнению, жизненно важно привлекать женщин к работе, нужно осознать, какие финансовые выгоды это повлечет за собой. «Если женщины не начнут работать и получать доход, они не смогут создать семью. Без вовлечения женщин налоговые доходы государства не вырастут, потому что численность населения так и будет сокращаться», – считает Ямада.
Нехватка дошкольных учреждений также затрудняет возврат к работе, спрос на них огромный и работают они, как правило, только в течение дня.
Для некоторых женщин несовместимость семейной жизни с работой связана с печально известными переработками, да и участие в мероприятиях после работы практически обязательно.
«Произошли серьезные перемены», – полагает 38-летняя Ходака Ямагути, сотрудник токийской ИТ-компании, предлагающей женщинам намного лучшие условия работы, чем многие другие организации.
В 2009 году Ямагути родила девочку и после 15-месячного отпуска по уходу за ребенком вернулась к работе. Она уверена, что не стала меньше успевать от того, что перешла на шестичасовой рабочий день.
«В нашей компании работающие женщины хорошо защищены», – говорит она.
Ее работодатель позволяет любому из родителей взять отпуск по уходу за ребенком до шести лет, что намного больше предусмотренных законом 18 месяцев. Хотя все, что свыше установленного законом периода, не оплачивается, за сотрудником сохраняется рабочее место.
Сасаки из «Ewoman» согласна, что некоторые улучшения произошли, но и проблемы по-прежнему остаются. «Многие молодые работающие женщины говорят, что больше не чувствуют «стеклянного потолка». Но я объясняю им, что он никуда не делся, просто стал выше».
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 25.12.2012