Калейдоскоп сердца: Как психолог может прикоснуться к сердцу и уму пациента?
Недавно темой нашего общения с коллегами и друзьями стали молодые доктора, не использующие пальпацию – обследование пациентов с помощью прикосновений.
Они сетовали, что при обращении в больницу с болью в животе или экземой ноги, молодые доктора просто осматривали больную часть тела, не ощупывая, а просто спрашивая: «Здесь больно?» или «Вам больно?».
Возможно, оттого, что мы немного выпили, тема развернулась в дискуссию о том, что чем красивее молодой доктор, тем меньше вероятность того, что он проведет пальпацию. Однако на самом деле нет никакой связи между внешним видом доктора и его методами лечения.
Но возможно, что частота и длительность пальпации при врачебных осмотрах действительно сократились. Может, занесение данных пациентов в недавно оцифрованные истории болезни отнимает слишком много времени. Или это вызвано мерами предосторожности, направленными на предотвращение распространения заболеваний между пациентами.
Но мне кажется, что основа медицинской помощи лежит в непосредственном осмотре и ощупывании. Это то, с чего начинается лечение.
В таком случае, что служит аналогом пальпации для психолога?
Конечно, нельзя попросить пациентов вынуть мозг и ощупать его. Но психологическое лечение – это часть медицины, и больные должны чувствовать, что получили полноценную помощь.
Мне было сложно припомнить успешные в этом отношении случаи, но неудачи легко приходили на ум. Один больной потребовал другого психолога, и, уходя, бросил: «Кажется, вас всегда раздражает мой приход». Не стоит даже говорить о том, что я никогда не хотела вызвать у пациента такие чувства, но так и вышло. Возможно, мое отношение не было достаточно приветливым.
В другой раз я услышала, как пациент обвинял меня в чрезмерной жесткости. Он испытывал трудности с поиском работы, и я пыталась подтолкнуть его к принятию необходимых мер. Но в некотором отношении моя попытка, кажется, была воспринята как принуждение.
Размышляя об этом, я пришла к выводу: самый худший подход в психологии – «если сделать то-то и то-то, можно затронуть сердце пациента». На мой взгляд, важнее честно спрашивать каждого пациента, насколько его устраивает лечение. Если ответ будет отрицательным и окажется, что слова доктора не попадают в цель, необходимо воспринять это спокойно и постараться изменить отношение пациента к лечению.
«Пальпация» ума и сердца – даже через столько лет практики, я изо всех сил стараюсь преуспеть в этом.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 2.11.2011
Читайте также:
- Американским заключенным в японских тюрьмах живется слаще, чем самим японцам
- Передовицы японских газет расходятся в отношении к США
- В Хиросиме прошла 25-я выставка каллиграфии, посвящённая миру
- 77% японцев хотят отмены закона об исковой давности за убийство
- «Дегустатор мобильных телефонов»: последний симптом в запутанном японском сумасшествии вокруг квалификаций