Новости из Японии

Калейдоскоп сердца: Как психолог может прикоснуться к сердцу и уму пациента?

2nd November 2011

Калейдоскоп сердца: Как психолог может прикоснуться к сердцу и уму пациента?

В разделе Общество |

Недавно темой нашего общения с коллегами и друзьями стали молодые доктора, не использующие пальпацию – обследование пациентов с помощью прикосновений.

Они сетовали, что при обращении в больницу с болью в животе или экземой ноги, молодые доктора просто осматривали больную часть тела, не ощупывая, а просто спрашивая: «Здесь больно?» или «Вам больно?».

Возможно, оттого, что мы немного выпили, тема развернулась в дискуссию о том, что чем красивее молодой доктор, тем меньше вероятность того, что он проведет пальпацию. Однако на самом деле нет никакой связи между внешним видом доктора и его методами лечения.

Но возможно, что частота и длительность пальпации при врачебных осмотрах действительно сократились. Может, занесение данных пациентов в недавно оцифрованные истории болезни отнимает слишком много времени. Или это вызвано мерами предосторожности, направленными на предотвращение распространения заболеваний между пациентами.

Но мне кажется, что основа медицинской помощи лежит в непосредственном осмотре и ощупывании. Это то, с чего начинается лечение.

В таком случае, что служит аналогом пальпации для психолога?

Конечно, нельзя попросить пациентов вынуть мозг и ощупать его. Но психологическое лечение – это часть медицины, и больные должны чувствовать, что получили полноценную помощь.

Мне было сложно припомнить успешные в этом отношении случаи, но неудачи легко приходили на ум. Один больной потребовал другого психолога, и, уходя, бросил: «Кажется, вас всегда раздражает мой приход». Не стоит даже говорить о том, что я никогда не хотела вызвать у пациента такие чувства, но так и вышло. Возможно,  мое отношение не было достаточно приветливым.

В другой раз я услышала, как пациент обвинял меня в чрезмерной жесткости. Он испытывал трудности с поиском работы, и я пыталась подтолкнуть его к принятию необходимых мер. Но в некотором отношении моя попытка, кажется, была воспринята как принуждение.

Размышляя об этом, я пришла к выводу: самый худший подход в психологии – «если сделать то-то и то-то, можно затронуть сердце пациента». На мой взгляд, важнее честно спрашивать каждого пациента, насколько его устраивает лечение. Если ответ будет отрицательным и окажется, что слова доктора не попадают в цель, необходимо воспринять это спокойно  и постараться изменить отношение пациента к лечению.

«Пальпация» ума и сердца – даже через столько лет практики, я изо всех сил стараюсь преуспеть в этом.

Статья на английском: Mainichi Japan, 23.10.2011
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 2.11.2011

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100