«Facebook» и социальное взаимодействие в Японии
Примерно у половины населения США есть аккаунт в «Facebook». И для сравнения: в Японии им пользуются куда меньше, где-то около 3,6%.
Даже при таком раскладе, за последние полгода число японских пользователей «Facebook» увеличилось более, чем на 76%: по данным ресурса «SocialBakers», зарегистрировалось более 2 млн. новых пользователей.
Как и многие другие американцы лет 20-ти с хвостиком, я пользуюсь «Facebook» ещё с тех пор, когда для регистрации требовался студенческий, и заметил его выдающийся рост не только посредством захватывающих дух новостей, превозносящих этот самый рост, но и вследствие быстрых изменений в виртуальной среде самого «Facebook». Впервые я это заметил, когда моя мать прислала запрос на добавление в друзья. За ней последовали бабушка, приятель матери и моя юная кузина. После этого я практически ждал аналогичного запроса от нашей собаки.
Но впервые я осознал, что «Facebook» претендует на мировое господство, когда получил приглашение от разработчиков помочь с переводом ПО на японский. Несколько месяцев спустя появилась возможность выбрать японский язык на сайте. Внезапно то, что было вотчиной европейцев, о которой мало кто из японцев имел представление, стало всё больше походить на глобальное явление.
Социальные сети в Японии далеко не новость. «Mixi», местная социальная сеть, довольно популярна на сегодня, несмотря на то, что на горизонте маячит «Facebook». Интересно то, насколько обе эти сети отличаются друг от друга.
«Mixi», похоже, идеально отвечает японским вкусам. Секретность является приоритетом – многие пользователи выбирают нечто абстрактное для своего профиля вместо нормальной фотографии, большинство придумывает никнеймы вместо того, чтобы использовать своё настоящее имя, и, возможно, это наиболее важно, пользователи могут видеть каждого, кто заходил на их страничку. Кроме этого, элементы профиля можно защитить паролем или выбрать опцию «только для друзей».
Всё это позволяет пользователю в той или иной степени скрыть свои личные данные от тех, кто не входит в их социальный круг – возможно, здесь наблюдается аналогия с таким социальным явлением, как «ути то сото».
И напротив, со средствами защиты в «Facebook» трудно сладить. Плюс до недавнего времени при регистрации в «Facebook» требовалось вводить что-то, хоть как-то напоминающее настоящее имя – попытки зарегистрироваться под явным псевдонимом или шуточным именем пресекались системой. В результате большинство в сообществе «Facebook» пользуется своими настоящими именами. Также пользователи, как правило, выбирают для профиля фотографию, где они выглядят как обычно, что может быть наследием первоначальной цели «Facebook»: помочь восстановить контакт с одноклассниками, друзьями друзей и т.п.
Хотя правила больше не настолько строги, новички в целом, похоже, следуют за признанным большинством, создавая такую среду, где аватар более или менее похож на настоящего человека – в этом заключается главное отличие от «Mixi» и своего рода парадокс в одержимой приватностью Японии.
«Facebook» представляет собой довольно значительное явление. В американских СМИ он рассматривается практически как политическая организация, и многое делается с учётом растущей роли «Facebook» в постепенном слиянии наших онлайн- и оффлайн-личностей.
Итак, собственно, вопрос: поскольку всё больше и больше японцев оказываются втянутыми в «Facebook», как это повлияет на социальное взаимодействие?
В жизни многих американцев «Facebook» занимает так много, что человек практически обязан одобрить запрос на дружбу от того, с кем хоть как-то сталкивается в реальной жизни. В результате многие пользователи начинают «дружить» с коллегами, начальством, членами семей, клиентами и другими людьми, которые все без исключений впоследствии могут наблюдать за теми аспектами жизни, которые раньше были им недоступны. Это смешение социальных кругов неизбежно вызывает проблемы у некоторых пользователей «Facebook». Вот, к примеру, случай одной моей японской подруги:
«Я завела аккаунт [в «Facebook»] ещё когда жила за границей несколько лет назад», – поделилась она. – «Но недавно мне пришёл запрос от одной коллеги в Японии. Увидев, сколько у меня друзей-иностранцев, она стала болтать об этом по всему офису. Когда это дошло до ушей моего начальника, который старше меня и более консервативен, тот отнёсся к этому с явным неодобрением».
Я всегда подмечал, что японцы стесняются смешивать социальные группы. Я знаком с семьями, начальством и коллегами очень немногих своих японских друзей, а привести незваного гостя, скажем, на вечеринку будет здесь нарушением социальных норм на совершенно другом уровне, нежели на Западе, где подобное иной раз даже поощряется.
Итак, раз «Facebook» привлекает всё больше и больше японских пользователей, увидим ли мы послабление местных более жёстких социальных норм?
Покажет лишь время, но на следующий день, оглядевшись, я заметил на мониторах многих коллег характерную бело-синюю страничку «Facebook», и мне пришло в голову, что, возможно, это стоящий вопрос.
Об авторе: Со второго курса колледжа Майк Окленд (Mike Oakland) по большей части жил, работал и учился в Японии. Он хорошо владеет японским, а его статьи на английском языке выходили в «Japanzine», «Japan Today» и ряде изданий в США. Большую часть своего времени он посвящает изучению японской культуры и образа жизни. В настоящее время Майк работает в японском рекламном агентстве в центре Токио.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 4.09.2011