Вернись, Коидзуми. Ты нужен Японии
Поскольку в коммуналистическом обществе решения принимались на основе взаимного согласия и компромисса, сильная и твёрдая лидерская позиция в японском обществе в целом никогда, в общем-то, не поощрялась. На Западе же наиболее успешные компании зачастую имели мериократическую основу, а во главе их стояли волевые и компетентные директора с крепкой хваткой. В отличие от них японскими корпорациями обычно управляет совет директоров, составленный исходя из старшинства сотрудников и их преданности компании на протяжении всей карьеры.
Сейчас об этом различии известно уже многим.
Кроме того, во многих книгах сравниваются и противопоставляются различия и сходные черты руководства на западный и на японский лад, иногда доходя до степени практически непостижимости последнего. Нет, я вовсе не хочу полностью пролить свет на эти оба варианта, скорее, если посмотреть на вещи более широко, я хочу отметить их важность и применение в японской политике – почему для Японии было бы полезно вернуть бывшего премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) обратно на политическое поле.
Для того, чтобы понять, почему ситуация с лидерством в Японии такая, какая она есть, важно первым делом понять, каким образом ведутся дела в Стране восходящего солнца. И чтобы это понять, для начала необходимо заглянуть в самый корень природы человеческой, движущей силы общества: речь идёт об образовании.
Нет никаких сомнений в том, что вся довузовская система образования, через которую проходит большинство японцев, является одной из самых тяжёлых в мире. Хотя в последнее время стандарты были несколько ослаблены, в японском расписании учебный материал на год опережает западные аналоги. Результатом этого является высокообразованная рабочая сила, способная сдать сложные вступительные экзамены, определяющие дальнейшую карьеру и перспективы.
Проблема и обратная сторона этого систематического подхода к обучению заключается в том, что студенты, которые могут запомнить и выдать длиннейшие формулы, фактически не в состоянии проанализировать их и применить свои знания на практике. К тому времени, когда они достигают трудоспособного возраста, подобные навыки так или иначе становятся абсолютно бесполезны для большинства выпускников. Видите ли, перспективы на получение работы и развитие карьеры – в компании и социуме – больше основаны на лояльности человека по отношению к организации и связях, а не на способности решить поставленную задачу, используя имеющиеся навыки. Студенты – нынешние взрослые – никогда не развивают в себе способность критически мыслить и к каждому вопросу подходят так же, как делали это в прошлом.
Эта нехватка аналитического мышления вкупе с подталкиванием со стороны общества к управлению на основе согласованности и группового мнения привели страну к тому, что для решения каждой проблемы используется один и тот же подход. Если потребительский спрос резко падает, в систему закачиваются деньги в форме стимулов и налоговых льгот. Для борьбы с дефляцией снижаются процентные ставки. Для борьбы с ревальвацией иены печатается больше денег. Для развития местной промышленности в свою очередь развивается гражданская инфраструктура и развлечения для туристов. Всё это привело Японию к её нынешнему положению, причём правительство страны пытается использовать пластырь там, где уже требуется помощь хирурга.
Единственным исключением из правила был Коидзуми. Хотя в обществе по-прежнему нет согласия касательно его «наследства», сложно спорить с тем, что он сделал для нормализации ситуации в стране, вывернутой наизнанку. К тому времени, когда этот опытный политик (сейчас Коидзуми уже 69 лет) покинул свой пост, финансовые реформы, которые он проводил в течение своего пятилетнего срока, привели в финансовом 2006 году к 3,2-процентному экономическому росту в дополнение к тому, что биржевой индекс Токийской фондовой биржи вырос на 66%. Примечательно также, что он стал первым премьер-министром Японии, который заставил кредиторов сократить сомнительные ссуды, сократил общественные расходы на 33% и корпоративные прибыли значительно увеличил. В течение его срока безработица в стране сокращалась, а заработная плата – росла.
В самом деле, Коидзуми оставил Японию в экономически более выгодном положении, нежели то, в котором страна находилась в 2001 г. Это то, чего (на сегодняшний день) оказалось не под силу добиться ни одному из последующих премьеров.
Но почему политика Коидзуми была настолько действенна? Чем он отличался от остальных?
Видите ли, Коидзуми был как бы сам по себе. В отличие от систематического, роботизированного подхода его предшественников и преемников, Коидзуми стоял за реформы, он был политиком, который не слишком-то беспокоился о своей популярности и одобрении со стороны партии, а фокусировался на решении главных задач, которые изводили и продолжают изводить страну. Коидзуми не был популистом – хотя он и был популярен – и не пытался угодить всем и каждому, но занял твёрдую позицию по отношению к основным проблемам и решал их, используя критический и аналитический подход. Коидзуми был антиподом японского политика и пока он был у руля это шло на пользу Японии.
Пролетело пять лет и сейчас Япония столкнулась с кризисом политической власти. Наото Кана (Naoto Kan) побуждают уйти в отставку, а на пост премьера в настоящее время претендентов очень мало. Японии, чей долг по отношению к ВВП больше, чем у любой развитой страны в мире; чьё население стремительно стареет, а молодёжь апатична, необходимо воспрянуть ото сна, как это было в Реставрацию Мэйдзи. То, что сейчас нужно Японии, это радикальные реформы. Кто лучше справится с подобными реформами, как не независимый сильный лидер?
Вернись, Коидзуми. Ты нужен Японии.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 26.07.2011
Читайте также:
- Хатояма ушёл в отставку из-за американской военной базы
- Несколько хороших идей… Но сможет ли он осуществить их?
- Фукуда рассматривает новый постоянный закон, чтобы направлять японские войска за рубеж
- Россия предостерегает Японию от «завышенных ожиданий»
- Марико Бандо – ректор женского университета Сёва