Трудные времена помощников преподавателей иностранного языка
В ноябре у Саманты Боутон (Samantha Bouton), помощницы преподавателя иностранного языка, работающей в государственной начальной школе в провинциальном городе Сибаяма (Shibayama, префектура Тиба), подскочила температура до 38,5 градусов и был поставлен диагноз: бронхит. В связи с этим, Боутон, 25-летняя уроженка Орегона, прошедшая обучение в государственных школах Японии с 2004 года, была вынуждена взять отпуск на две недели.
Но её работодатель, компания «Interac», поставляющая в Японию помощников для учителей иностранных языков (Assistant language teacher, ALT) из-за рубежа, сообщила ей, что она уже использовала семь дней из своего ежегодного оплачиваемого отпуска – который составляет менее 12 дней, что противоречит законодательству – для покрытия дней, когда она была больна.
«Я приходила каждое утро на работу, заместитель директора замерял мне температуру, распускал классы и отправлял меня домой», – говорит Боутон, работающая по контракту на «Interac», добавляя, что она надеется, что если школа отправляет её обратно домой, то она хотела бы получить отпуск по болезни. Но её зарплата показала ей, что за дни невыхода были сделаны удержания.
Эти и другие плохие рабочие условия, которые предоставляет своим работникам «Interac», убедили Боутон и её мужа, Грега Даймонда (Greg Diamond), который также работает на эту компанию, что в Японии больше работать не стоит. Супруги планируют вернуться в США в апреле.
«Я работал здесь с 8 утра до 5 вечера минимум, но по прошествии трёх лет я до сих пор не имею социальной страховки, я не получал премию или повышение», – жалуется Даймонд.
Даймонд и Боутон, а также другие работники, прибывшие в Японию по программе «ALT», являются носителями английского языка и помогают японским преподавателям в обучении навыкам устного общения учащихся государственных и частных начальных, средних и старших школ. В прошлом такие работники набирались по программе «Обмен и преподавание» (Japan Exchange and Teaching Program, JET) при поддержке правительства Японии, но по мере сокращения бюджетов органов местного самоуправления, от государственной программы стали постепенно отказываться в пользу программы, предоставляемой частными – и потому более дешёвой – компаниями.
По данным Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники, число помощников, задействованных по государственной программе, сократилось до 5057 человек в 2006 году против 5676 в финансовом 2002 году. А число сотрудников, занятых в программе частных компаний, напротив, в 2006 году выросло до 5951 человека против 3090 сотрудников в 2002 году. В настоящее время английский язык является обязательным предметом в начальных школах, но в будущем спрос на помощников преподавателей, как ожидается, возрастёт, т.к. начиная с 2011 года английский станет обязательным предметом для пятых классов.
Но снижение стоимости таких работников для компании и заказчика обеспечивается за счёт самих работников: низкой заработной платы, отсутствия соцпакета и оплачиваемого отпуска. «Это делает условия труда в «Nova» райскими. Хотя бы со стороны», – говорит Луи Карле (Louis Carlet), заместитель генерального секретаря из Национального союза всех рабочих Токио «Намбу», подразумевая, что «Nova» незадолго до своего краха в октябре прошлого года была самой крупной языковой школой.
Читайте также:
- Японские университеты доминируют в десятке лучших азиатских вузов
- Отношение бюджета на образование к ВВП в Японии самое низкое среди стран ОЭСР
- Заместитель директора муниципальной школы уволен за растление малолетних
- Японская система образования – всё ещё эффективная и действенная
- Японская школа жестов получает официальное одобрение