Новости из Японии

Кимоно цумуги

20th February 2011

Кимоно цумуги

Кимоно цумуги

[Прядение]

Тонкие нити практически не скручиваются в процессе прядения, потому они нуждаются в очень аккуратном и деликатном обращении. Затем нити перематываются несколько раз, чтобы придать моткам удобную универсальную длину и натяжение.

Кимоно цумуги

[Перемотка]

Подготовленная пряжа наматывается на рамы, имеющие ширину готовой ткани. И пряжа плотно перевязывается хлопковыми нитями в тех местах, где по задуманному рисунку должны остаться непрокрашенные белые пятна.

Кимоно цумуги

[Перевязка пряжи]

В зависимости от сложности рисунка эта операция может занимать от трёх месяцев до года. После этого перевязанную пряжу красят.

Кимоно цумуги

[Окраска]

Традиционно юки-цумуги окрашивался с использованием индиго. Чтобы краситель проник глубже в волокно, мотки пряжи, пропитанные краской, с силой бросают об каменный пол. Но стучать надо с умом: слишком сильно – краска проникнет под завязки и рисунка не получится, слишком слабо – краска будет нестойкой.

После промывки и развязывания узелков пряжу крахмалят, чтобы придать деликатным волокнам большую жесткость и объем, иначе они могут рваться в процессе тканья. Окрашенную и накрахмаленную пряжу тщательно натягивают на раму и барабан ткацкого станка так, чтобы непрокрашенные пятна совпадали с задуманным рисунком.
Затем начинается собственно ткачество.

Кимоно цумуги

Ткацкие станки для юки-цумуги не менялись принципиально последние полторы тысячи лет. Рисунок тщательно выравнивается на каждом проходе единственного челнока. Чтобы выткать один стандартный отрез на кимоно (12 метров) для обычного рисунка, требуется около месяца. Сложный рисунок может потребовать около года или даже больше.

Образцы юки-цумуги:

На YouTube нашла видео, представленное ЮНЭСКО:

Юки-цумуги признано культурным наследием человечества.

Самой известной разновидностью цумуги, пожалуй, можно считать “осима-цумуги” 大島紬, которую производят в префектуре Кагосима на острове Амами-Осима, и которая широко известна примерно с XVII века, хотя первые упоминания о производстве шелка в этих краях относятся еще к VII веку, когда технологию шелкоткачества завезли на соседнюю Окинаву из Китая. Хотя в том виде, что сейчас понимается под “осима-цумуги”, технология существует только с середины XIX века.

Особую прелесть и роскошь осима-цумуги придает сложный рисунок и окраска. Рисунок на ткани создается в целом так же, как и у юки-цумуги: завязыванием узелков на пряже перед окраской. Традиционно на Амами-Осима шелк красили натуральными красителями, получаемыми из местных растений. Наибольшую популярность за глубокий цвет и стойкость получил метод “дородзомэ” – окраска с помощью местной грязи.

Сначала перевязанную пряжу замачивают в отваре коры дерева “тэтики”, после чего пряжа приобретает ржаво-коричневый цвет. Затем пряжу долго и нудно полощут в местных грязных лужах, которые даже специально выкапывают для этой цели. Дело в том, что сорт глины, распространенный в этих местах, содержит большое количество железа. Вот оно и придает в итоге пряже темно-серый, практически черный цвет. Очень стойкий и не выцветающий со временем.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100