Аннексия Кореи
Сто лет назад 29-го августа, спустя неделю после подписания, был обнародован договор о присоединении Кореи к Японии. Это не был договор между равными партнёрами: Корейско-японская конвенция 1905 года уже сделала Корею протекторатом Японии.
В рамках договора о присоединении корейский император передавал верховную власть над своей страной японскому императору – «полностью и бессрочно». Так Корея стала колонией Японии. Правительство, созданное для управления колониальной Кореей, было необычной организацией. Его глава, генерал-губернатор, был японским генералом или адмиралом, находившимся под непосредственным контролем японского императора. Прискорбный факт касательно корейско-японских отношений после Реставрации Мэйдзи заключался в том, что Япония подражала «дипломатии чёрных кораблей» США. Чтобы открыть Корею для торговли с Японией, последняя в 1876 г. отправила семь военных и гражданских суден и вынудила Корею к заключению неравноправного договора – точно так же, как США и другие западные державы вынудили Японию, – открытию двух портов и предоставлению Японии экстерриториальной юрисдикции.
Существует мнение, что 35 лет колониального правления Японии улучшили в Корее инфраструктуру, образование, сельское хозяйство, а также другие отрасли и экономические институты, способствуя тем самым модернизации Кореи. Но нужно помнить о дискриминации и страданиях, испытанных корейским народом под этим колониальным господством.
В наши дни многие японцы посещают Южную Корею как туристы, и экономические связи этой страны с Японией сильны. Но до тех пор, пока японцы не изучат некоторые основные факты из новой истории с участием этих двух стран, прочные и ориентированные на будущее двусторонние отношения между Японией и Южной Кореей вряд ли возможны. Например, если японцы помнят Хиробуми Ито (Hirobumi Ito) только как первого премьер-министра Японии, у них проблемы с памятью. Он также был первым генерал-резидентом корейского протектората. Японцы должны знать, что корейцы расценивают Ана Чунгына (An Chung Gun), который убил Ито в Харбине 26-го октября 1909 г., как человека, совершившего «благородный поступок».
Как и следовало ожидать, корейцы сопротивлялись укреплению Японией своего авторитета в Корее. Наиболее яркой формой сопротивления стала вооружённая борьба. Например, в японских военных записях указывается, что с августа 1907 г. до конца 1910 г. было зафиксировано более 2800 случаев вооружённого сопротивления. Почти 17 тысяч корейских участников были убиты в борьбе.
С 1910 по 1918 гг. Япония провела комплексное исследование корейских земель с целью установления прав собственности. Многие фермеры были вынуждены стать арендаторами, поскольку не смогли предоставить документальных доказательств своего владения землёй. Хотя производство риса увеличилось, значительная часть его отправлялась в Японию. В южнокорейских изданиях говорится, что в течение войны на Тихом океане 40-60% от общего количества корейских зерновых культур были «отняты японским империализмом».
Пожалуй, наиболее неразумным поступком со стороны Японии, вызвавшим сильное недовольство среди корейцев, была попытка, после китайско-японской войны 1937-1945 гг., ассимилировать корейское население. Школьники были вынуждены каждое утро приносить клятву верности Японской империи и императору. В Корее также стали использоваться учебники, которые были составлены японским министерством образования и использовались для обучения в школах в самой Японии.
В октябре 1942 г. колониальным правительством была подавлена попытка корейской интеллигенции составить большой словарь корейского языка. Участники были арестованы по подозрению в нарушении закона по сохранению мира, контролирующего мысли закона, созданного для наказания тех, кто создавал организации с целью изменения японской формы правления.
В 1940 г. Япония начала насаждать использование японизированных имён среди корейцев. Местные органы власти применяли различные способы давления, поскольку использование таких имён расценивалось в качестве истинной верности Японской империи. В 1938 г. Япония начала принимать в свою армию добровольцев из числа корейцев, в а 1944 г. ввела воинскую повинность. Во время войны она также осуществляла крупномасштабную мобилизацию корейских граждан в качестве рабочих, а многие корейские женщины превратились в «женщин для утех», обслуживающих нужды японских военнослужащих.
Те, кто пытается оправдать аннексию Кореи, не должны забывать, что корейский народ обладает этнической самобытностью, своей историей и культурой. Характер японского правления в Корее символизируется тем фактом, что в 1925 г. в колониальной столице Кэйдзё (Keijo) – нынешний Сеул – генерал-губернаторством был построен храм Тёсэн (Chosen), т. е. Корейский храм, в котором чествовались японская богиня Солнца и император Мэйдзи. В каждой деревне японцы стремились построить храм и заставить корейцев поклоняться в них. Также Япония не претворяла в Корее никаких законов для защиты работников, даже если таковые законы существовали в самой Японии.
Если японцы будут интересоваться только поп-культурой или туристическим достопримечательностями Южной Кореи, их понимание Кореи будет слишком ограниченным. Точно так же, если корейцы не смогут объективно смотреть на то, как Япония изменилась (или не изменилась) с довоенных и военных лет, они упустят возможность в полной мере понять современную Японию.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 29.08.2010