Татуировка как искусство на человеческих полотнах
Под руками мастера татуировки Хориёси III (Horiyoshi III) человеческое тело превращается в холст: каждая точка, каждая линия наносятся очень тщательно и постепенно этот холст превращается в красочный шедевр.
Его 40-летняя карьера охватила колебание в социальных отношениях – от табу до становления татуировок модными и стильными.
Хориёси III заполняет рисунками руки, ноги, спину и грудь клиентов, своими прикосновениями пробуждая к жизни драконов, тигров, цветы и персонажей древних японских и китайских сказаний.
«У татуировок существует множество аспектов – они представляют силу, искусство, традиции и ощущение незаконности», – сказал Хориёси. – «В них есть магическая сила, очаровывающая людей, после чего те делают тату, невзирая на социальные последствия».
Татуировки уже давно отнесены к теневой стороне общества. Люди часто связывают их с якудза и в обществе существует автоматический страх по отношению к людям, связанным с боди-артом. Общественные места, в том числе бассейны, спа и бани, запрещено посещать тем, у кого есть татуировки. Но Хориёси, который сам весь покрыт татуировкой, подчеркнул, что люди с татуировками не должны автоматически расцениваться как преступники.
«Тату являются признаком силы и эта сила равна насилию – так это представляется в фильмах и СМИ», – сказал Хориёси. – «Это жуткие образы внедряют нам в голову каждый день – по телевидению, в бассейнах или на горячих источниках».
В Японии татуировки обладают длинной историей, которая, как полагают, восходит к периоду Дзёмон (10000 – приблизительно 300 гг. до н. э.). Они стали широко популярны в период Эдо (1603-1867), особенно среди пожарных и строителей. Татуировки также были частью культуры айнов и женщин с Окинавы, которые наносили их на лицо или руки в знак совершеннолетия. И в то же время татуировки были частью наказания: руки и лбы преступников были помечены. Правительство Мэйдзи запретило татуировки, объявив их варварскими и неподходящими для «цивилизованного и просвещённого» движения. Хотя этот запрет был снят в 1948 г. во время союзной оккупации, и по сей день татуировки имеют негативный подтекст.
«Люди с татуировками не [обязательно] преступники… [И не все] – якудза», – сказал 64-летний Хориёси. – «Есть якудза или люди с тату, кто делает плохие вещи, точно так же, как есть те, у кого нет тату, но кто совершает преступления».
Свою карьеру мастера тату Хориёси начал почти 40 лет назад, но его творения это не только рисунки на человеческих телах: он также создал нежные и очень реальные наброски различных мифических и человеческих существ, и даже начал собственную линию одежды под названием «Хориёси Третий».
«Эти изображения – единственное доказательство того, что я существовал в этом мире [татуировок]», – сказал Хориёси, указывая, что тату, наряду с человеческим телом, не вечны. – «Я хочу оставить всё, что могу создать при помощи своих знаний, для будущих поколений, полагая, что они не будут копировать, но найдут в моих работах ряд идей».
В течение последних десятилетий Хориёси заметил большие изменения в числе своих клиентов, которые раньше были, в основном, якудза, ремесленниками или женщинами из индустрии ночных клубов. Теперь же, по его словам, [за татуировкой] приходят многие «нормальные» люди, включая молодых женщин. Эти изменения обусловлены культурным переходом от старой традиции ношения тату скрытыми под одеждой к западному стилю демонстрации боди-арта.
«Японская культура на 80% состоит из терпения, и в мире татуировок вам не только нужно вытерпеть боль от нанесения тату, но также выдержать желание продемонстрировать свою татуировку», – сказал Хориёси. – «Однако теперь всё как раз наоборот – люди набивают тату и показывают их. Налицо огромный культурный разрыв».
Хориёси выразил обеспокоенность тем, что многие молодые люди делают тату, исходя из сиюминутного каприза, и позже жалеют об этом, в некоторых случаях даже удаляя рисунок.
«Вы не можете удалить татуировку», – сказал Хориёси. – «Татуировка не временна… Но в наши дни молодёжь ставит во главу угла моду, набивает тату везде, где только можно, и демонстрирует их, а позже жалеет об этом».
Хориёси открыл свой музей тату в Иокогаме, где представлена его коллекция изображений и книг, связанных с этим искусством. Таким образом он стремится лучше информировать тех, кто подумывает о нанесении татуировки. Одним из привлекающих глаз сюжетов было изображение отрубленной головы с тёмно-коричневыми пятнами вокруг шеи. Чтобы сделать его реалистичным, Хориёси использовал свою собственную кровь.
«Я хотел вдохнуть жизнь в изображение», – сказал он. – «Я подумал, что было бы интересно посмотреть, как постепенно меняется цвет крови, а не использовать краску, которая останется красной навсегда».
Хориёси, чьё настоящее имя Ёсихито Накано (Yoshihito Nakano), родился в префектуре Сидзуока в семье мастера по изготовлению гэта (geta). Ни у кого из его ближайших родственников не было татуировок, но Хориёси был очарован ими с младых ногтей, встретив в общественной бане мужчину, полностью покрытого татуировкой. Когда в возрасте 21-го года он увидел фильм «Baku-uchi Ippikiryu» о мастере татуировки и мире якудза, он был заворожен красотой рисунков, и жребий был брошен: он нашёл своё будущее призвание.
«В тот же момент я понял, что стать мастером тату – вот в чём мой путь», – сказал Хориёси.
Он прочитал о татуировках всё, что мог найти, и начал пробовать их на себе, начав с ног. Хориёси начал привлекать клиентов, но понял, что ограничен в технике исполнения и нуждается в том, чтобы учиться у мастера. Зная, что родители не одобрят его выбор, он сбежал и в 1971 г. стал учеником Хориёси I (Horiyoshi I). В течение двух лет он жил отдельно от родителей, пока в один день не вернулся домой и не обнаружил ждущего его отца. Однако отец не ругал его.
«Он просто сказал: «Если ты собираешь стать мастером тату, то вложи в это сердце и душу», – вспоминает Хориёси.
Так он и сделал в 1979 г. был удостоен имени Хориёси III. Оглядываясь назад на тот день, он сказал, что был переполнен грузом ответственности за то, что унаследовал имя своего учителя.
У Хориёси есть сын, который сейчас является его единственным учеником. Многие другие слушатели приходят и уходят, но, по словам Хориёси, никто из них не ушёл с навыками истинного художника. Хориёси никому не передавал своё имя и не уверен, что передаст эту честь сыну.
«Имена несут тяжёлую ответственность, к ним нельзя относиться легкомысленно», – сказал Хориёси. – «Лучше не передавать имя, если тот человек может подвести или опозорить его. Временами я беспокоюсь о последствиях до такой степени, что думаю о том, чтобы не передавать моё имя никому».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 24.08.2010