Японская культура питания является вымирающим видом
Забитые полки японских супермаркетов и множество высококлассных ресторанов маскируют продовольственный кризис.
Самообеспечение Японии продуктами питания составляет мрачные 40%. Её «культура питания», которая вызывает в окружающем мире неприятные ассоциации с китами, дельфинами и синеплавниковым тунцом, сама по себе является видом, которому угрожает вымирание, и несовместима с господствующими международными нормами и экологическими реалиями. Не говоря уже о глобальном демографическом взрыве, который вместе с повышающимися жизненными стандартами перенаселенных развивающихся стран усиливает нагрузку на существующие ресурсы.
Что же делать? Упростить привычки в питании и найти компромисс с господствующими нормами, хотя бы, чтобы избежать потенциально разрушительной изоляции, как советует писательница Каору Такамура (Kaoru Takamura) в еженедельнике «Сюкан Пост» («Shukan Post») от 9 апреля.
Такамура не считает себя экспертом ни в диететике, ни в экологии, но она обобщает очевидные доказательства. Диалог или перебранка между Японией и значительной частью остального мира относительно японского китобойного промысла «в исследовательских целях», охота на дельфинов и неутолимый аппетит к синеплавниковому тунцу, не считающийся с быстро уменьшающимися запасами, «ведут в никуда», – говорит Такамура.
Что касается китов, мир попросту не покупается на безуспешную защиту Японией своей «культуры питания», и если ежегодная охота на китов в ледяных водах Южного океана действительно ведется для исследований, «Японии было бы лучше представить данные научных исследований, которые убедили бы международное сообщество». Этого, по ее словам, до сих пор сделать не удалось.
Цена, которая за это платится – ярлык станы-убийцы китов. Полтора века назад – в эпоху Моби Дика – это могло быть комплиментом. Сейчас, говорит Такамура, это «позор для японского народа». Неважно, является ли главным для властей белок или национальная гордость, «действительно ли наша потребность в китовом мясе настолько велика, чтобы перевешивать международную изоляцию», которую несет его добыча?
Тунец для Такамуры сжато воплощает японское иррациональное обжорство – а также зависимость в пропитании от глобальных, а не местных ресурсов. «Япония», – говорит она, – «и дня не протянет без импортируемой пищи» – мяса, рыбы, овощей, даже готовые продукты, такие как мисо или соевый соус в значительной степени ввозятся – «и все равно мы жизнерадостно набиваем свои животы, не задумываясь об этом».
В 1970 году, выяснила она, Япония ввозила 26000 тонн тунца, в 2002 году – 330000 тонн. С того времени ограничения снизили это количество до 200000 тонн. Даже это количество составляет 25% тунца, потребляемого в мире, а что касается синеплавникового тунца, на экспорт которого в прошлом месяце на конференции сторон Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES) в Катаре не удалось наложить запрет, около 80% того, что осталось от его популяции, оказывается на японском рынке.
«При взгляде в будущее», – пишет Такамура, – «вопрос, который вызывает у меня наибольшее беспокойство, это пища». В 1995 году население мира составляло 5,7 миллиарда, сейчас оно составляет 6,9 миллиардов, и стремится к 9,1 миллиардам к 2050 году. Сможет ли Япония прокормить себя, не говоря уже о том, чтобы потакать безрассудной «культуре питания»?
Перевод на русский: Сергей Хильченко для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 25.04.2010
Читайте также:
- Больше молодых японцев носят хирургические маски, чтобы скрыть лицо
- Астро Бой получает новый имидж в честь 20-летней годовщины смерти Бога манги
- “И самым симпатичным символом хираганы становится…”
- Хираидзуми выпал из списка Всемирного культурного наследия
- В Саппоро началась подготовка к 60-му Фестивалю снега