Японцы со свободным временем становятся огородниками-любителями
Движимые стремлением к экономии расходов на продовольствие в условиях экономического спада или желанием обрести гармонию с природой, всё больше японских граждан начинают заниматься домашним садоводством и фермерством.
Те, у кого есть больше свободного времени – будь это вышедшие на пенсию бэби-бумеры или работники фабрик, чьё производство сократилось, – все они приняли участие в увеличении спроса на земельные участки, семена овощей и саженцы. Также свою лепту в нынешний бум внёс растущий интерес к безопасности пищевых продуктов.
В апреле этого года Городской сельскохозяйственный центр в Нагое, расположенный в районе Тэмпаку (Tenpaku), создал садоводческую школу для тех граждан, кто арендует земельные участки в его общественном огороде.
Садоводческая школа Ногё-дзюку (Nogyo-juku) предлагает семь ежемесячных занятий, на которых изучается, к примеру, как пользоваться мотыгой и другими сельскохозяйственными орудиями, как вырастить рассаду и т. п. В ходе июньских занятий около 20 участников прошли практическое обучение по необходимым удобрениям, борьбе с вредителями и т. п. На одном из занятий инструктор показывал, как утолстить главный стебель у помидора, выдёргивая побочные.
На участки в центре огорода растёт конкуренция: в прошлом году на один участок приходилось по 2,2 желающих, а в этом – уже 3,4. При этом около 40% учащихся Ногё-дзюку никогда не выращивали овощи.
Тодзиро Такэути (Tojiro Takeuchi) в этом году арендовал участок, желая попробовать свои силы в овощеводстве, после того, как в прошлом году вырастил у себя на веранде немного базилика.
«Я хочу, чтобы мой сын почувствовал удовлетворение от выращивания продуктов», – заявил 42-летний начинающий огородник.
По словам Сатоми Хираку (Satomi Hiraku, 68 лет), инструктора Ногё-дзюку с 39-летним стажем огородника, в последние годы поступает всё больше просьб о предоставлении консультации касательно выращивания овощей: «Учитывая важность безопасности продуктов питания, которая попала под внимание общественности, всё больше людей стали есть отечественные овощи».
Перед пиком продаж примерно в начале мая Цветочный центр Мики (Miki Flower Center) в Миёси (Miyoshi), префектура Аити, увеличил свои поставки летних саженцев: помидоров, баклажанов, зелёного перца и др. В прошлом году в магазине продавалось 60 тыс. саженцев 10 сортов, а в этом было принято решение увеличить это количество до 100 тыс. саженцев 20 сортов. В частности, в 10 раз было увеличено количество саженцев любимых новичками томатов «черри»: в этом году покупателям было предложено 20 тыс. таких саженцев. Однако, даже в этом случае магазин недооценил спрос и недостающие товары пришлось заказывать в срочном порядке.
Менеджер магазина Мицуо Сугиура (Mitsuo Sugiura, 53 года) вспомнил, что подобный бум в магазине был лишь в начале 1990-х гг., когда лопнула экономика «мыльного пузыря».
Из-за экономического кризиса многие связанные с производством автомобилей фабрики были вынуждены сократить производство.
«Похоже, всё больше людей проводят своё свободное время, выращивая овощи», – сказал Сугиура.
В 2005 г. в префектуре Аити было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что 68% респондентов хотели бы «выращивать овощи и цветы в саду или на арендованном участке», что выше 60,5%, отмеченных в 1986 г.
По данным Министерства сельского хозяйства, в финансовом 2007 г. увеличилось количество общественных огородов: их число достигло 3273, а общая площадь составила 1137 га. При этом в финансовом 1992 г. таких огородов было всего 691, а их площадь составляла 202 га.
Это увеличение частично можно отнести к правовой поправке 2005 года, которая позволила фермерам открывать общественные огороды, которые находились в их собственности. Раньше это могли сделать только местные органы власти или сельскохозяйственные кооперативы.
Цутому Какума (Tsutomu Kakuma), писатель, близко знакомый с занятиями на открытом воздухе, считает, что бум садоводства вызван беспокойством по поводу самообеспеченности и повышением осведомлённости об экологии, и будет продолжать расти. По его словам, аналогичный феномен охватил Японию вскоре после Кризиса Сёва 1929 года (годы Великой депрессии).
Огороды оказались чрезвычайно популярными: в сельскохозяйственные угодья были превращены пустующие участки, а ботанические атласы процветали. Популярными также стали автобусы и велосипеды, работающие на древесном угле, а люди посвятили себя таким природо-ориентированным развлечениям, как походы в горы. Какума отметил, что «в периоды повышенной социальной неопределённости, возможно, люди инстинктивно понимают, что только природа может поддерживать жизнь. Они понимают важность обеспечения продовольствием».
Чтобы нажиться на последнем буме, компании придумывают продукты и услуги, которые якобы сделают садоводов счастливыми. В прошлом году иокогамская «Sakata Seed Co.» начала продавать новый сорт томатов «черри» под названием «Yellow Aiko» для садоводов-любителей, прежде чем запустить линию для профессиональных фермеров. Этой весной продажи выросли более чем в три раза по сравнению с предыдущим годом. Большинство клиентов составляют бэби-бумеры и домохозяйки.
Начиная с этого финансового года, киотоская компания по продаже семян «Takii & Co.» начала совместно проводить лекции по выращиванию овощей в Токио и Киото. По сообщению компании, число претендентов легко превзошло ожидания.
В марте этого года «Honda Motor Co.» представила мини-культиватор, работающий от легко доступных для приобретения канистр с газом. Его стоимость в розницу составляет 105 тыс. иен. В июне компания продала уже 4500 культиваторов, что составляет более 70% от запланированных на год 6000 устройств. Большинство покупателей составляют женщины и пожилые люди.
В 2002 г. начал ежеквартально выходить информационный журнал по садоводству с логичным названием «Грядка» («Yasaibatake»). Несмотря на то, что издательская отрасль переживает не лучшие времена, издатель журнала «Ie-no-Hikari Association» с весны 2005 г. ежегодно увеличивает аудиторию журнала примерно на 4%. Из-за спроса на подробные рассказы, в мае журнал стал выходить дважды в месяц. Весной этого года тираж журнала достиг 100 тыс. копий.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 30.07.2009