Новости из Японии

Такигё: шаг в правильном направлении для потерянных душ

29th July 2009

Такигё: шаг в правильном направлении для потерянных душ

В разделе Культура |

Будучи пассивным, «травоядным» одиноким 29-летним мужчиной, которому приходится одинаково тяжко как в профессиональной, так и в личной жизни, я никогда не страдал от нехватки забот.

Репортёр Такаюки Хакамада принимает бодрящий душ в водопаде Аяхиро. Гора Митакэ, ТокиоЯ пришёл к осознанию, что со времён своего студенчества добился не слишком многого, тратя своё время на перечитывание романов моего любимого Осаму Дадзая (Osamu Dazai), когда услышал, что сейчас среди молодёжи набирает популярность «такигё» («takigyo») – омовения в водопадах.

Учитывая, что скоро мне должно стукнуть 30, мне необходимо найти метод самоорганизации, отличный от запоев под Вагнера. Будучи преисполненным решимости стать сильнее телом и духом, я решил встать под струи водопада на горе Митакэ (Mitake), что в г. Омэ, который находится километрах в 30 от Токио.

До станции Такимото (Takimoto) «Mitake Tozan Railway» я добрался на машине. Там я сел на фуникулёр и спустя 6 минут прибыл на станцию Митакэсан (Mitakesan). Вскоре за мной приехал Ёсихико Баба (Yoshihiko Baba, 52 года), владелец Комадори-сансо (Komadori-sanso), храмовой гостиницы, где я решил остаться на ночь (10500 иен, включая ужин и завтрак).

Со времён средневековья Митакэсан – или гора Митакэ – является священным местом для верующих. На вершине горы находится храм Мусаси-Митакэ (Musashi-Mitake), который, как говорят, был основан в 91 г. до н. э., а на склоне расположились 25 храмовых гостиниц. Их владельцы – включая Бабу – все являются священниками оси (oshi), причём некоторые из них также спускаются вниз на обычную работу.

Сегодня здесь насчитывается 32 священника, которые также состоят в комитете, смотрящим за святилищем. Хотя в прошлом большинство гостей местных гостиниц составляли паломники, сейчас 90% из них это туристы, что стало возможным благодаря развитию общественного транспорта.

Весной 2000 г. гостиница Комадори-сансо начала предлагать широкой публике свою программу очищения под холодными струями водопада, стремясь предоставить людям возможность вкусить аскетической жизни в горах. Ежегодно сюда приезжает около 400 гостей, причём около 60% из них – женщины. В Комадори приезжает множество иностранных посетителей, иногда даже появляются рок-певцы и борцы.

Ёсихико Баба (слева) с женой перед Комадори-сансо. Гора Митакэ, ТокиоИз комнат гостиницы, находящейся на высоте 850 м, открывается великолепный вид. Из окон своей комнаты я мог полюбоваться панорамой гор западного токийского района Ниситама (Nishitama), а также узнал, что в ясную погоду можно разглядеть полуостров Босо (Boso). Открыв окно, я окунулся в гармонию звуков – журчал ручей и пели птицы, плюс там было множество отрицательных ионов, которые часто расхваливают за их положительное физиологическое и эмоциональное воздействие.

На ужин я ожидал увидеть простую буддийскую вегетарианскую пищу, но был удивлён, увидев местную рыбу айю с солью, сасими, тушенья и тэмпуру. Это не только не походило на простую буддийскую трапезу, но и сопровождалось большой бутылью пива, которое оставило приятный шум в голове и подготовило меня к комфортному сну.

На следующее утро участники покинули гостеприимный кров в 5:30. Вместе с Бабой, облачённым в самуэ (samue), рабочую одежду буддистов, мы прошли около 2 км вверх по склону до водопада Аяхиро (Ayahiro). В высоту он достигает 10 м и является священным: со времён средневековья здесь религиозное обучение прошли множество святых.

Выскользнув из одежды и повязав на головы хатимаки, мы прошли через предварительные синтоистские ритуалы, включая «торифунэ» («torifune»), который предполагает чтение поэм вака при выполнении различных движений, а также «отакэби» («otakebi»), во время которого мы выкрикивали имена богов. Только после этого мы были готовы приступить к очищению под водопадом.

Я вступил в воду и буквально подпрыгнул от холода. Поплескав на себя водой, температура которой составляла 10°C, я осторожно проскользнул под струи водопада. На мгновение я почти перестал дышать и запаниковал. Я был едва в состоянии сделать то, что от меня требовалось по инструкции: сложить ладони перед грудью и произнести имя местного ками – Хараэдо-но оками (Haraedo-no-okami). Прошло трижды по 10 секунд, прежде чем я понял, что всё закончилось.

«Множество людей, которые приезжают сюда, проходят через различные проблемы, например, безработицу или развод», – рассказывает Баба. – «Но тогда как такигё может стать катализатором изменений, редко бывает, чтобы кто-то преодолел свои страдания только с помощью этого. Важное значение имеет отношение, с которым каждый человек подходит к своим проблемам. Первое и самое главное: важно провести такигё, отбросив все мысли».

Это была часть рекомендаций, слушать которые было больно. Очищение холодной водой длилось всего 30 секунд, но оно значительно истощило мои запасы энергии. В сочетании с голодом я почувствовал слабость, пока мы возвращались к нашей храмовой гостинице. У меня не было возможности для каких-либо открытий.

Одна ночь и один день не изменят человека. Ожидать существенных изменений от простого очищения холодной водой, значит, выдавать желаемое за действительное. Возможно, быть стойким в повседневной жизни – вот что в действительности представляет истинное «обучение». Я всё ещё натыкаюсь в жизни на определённые камни преткновения, терплю неудачу в поиске второй половины и совершаю серьёзные ошибки на работе. Но каждый день я продолжаю идти вперёд: мой опыт у водопада поддерживает меня.

Принять участие в такигё при содействии Комадори-сансо могут все желающие здоровые взрослые в период с марта по ноябрь. За дополнительной информацией можно обратиться по телефону: 0428-78-8472 (только на японском языке).

Статья на английском: Takayuki Hakamada для Mainichi Japan, 28.07.2009
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 28.07.2009

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100