Японский ветеран мучается воспоминаниям о Второй мировой войне
Макино говорит, что его подразделение на Филиппинах не имело чётко разработанного плана и что они не испытывали различные вирусы и бактерии.
«Это было своего рода единичным случаем», – утверждает Макино. – «Мы не собирали данные или что-то подобное».
Другой ветеран, единственный среди горстки выживших на Филиппинах, говорит, что в последние дни войны он делал всё, что считал необходимым для выживания – настолько он впал в отчаяние.
Ёсихико Тэрасима (Yoshihiko Terashima, 86 лет), бывший военно-морской командир, говорит, что никогда не ставил эксперименты на живых собственноручно, но добавил, что при необходимости это могло легко бы произойти.
«Это, должно быть, естественно для военно-полевых докторов придумать идею, для реализации которой им пришлось идти на такие крайние меры».
«У них не было ни медикаментов, ни приспособлений, так что они, конечно же, должны были поступить так же, как поступили. И они должны сделать то же самое для раненых японских солдат», – сказал он. Тэрасима разграничивает ситуацию на Филиппинах и ситуацию на северо-востоке Китая – эта область тогда называлась Манчжурией.
«Здесь, в Манчжурии, Япония была победительницей. Во времена Макино (на Филиппинах) мы проиграли».
Основные силы американцев высадились на Филиппинах в январе 1945 года и спустя шесть месяцев объявили победу. Около 218 тысяч японских солдат было убито в боях на одном только острове Luzon. Макино и Тэрасима, как и многие другие японские солдаты, скрылись в джунглях.
В доме Тэрасимы, который находится в пригороде Токио, есть кабинет, чьи шкафы битком набиты военными документами и картами. Тэрасима вспоминает те жуткие условия, в которые он попал, спасаясь от нападения США.
«Когда вы пробираетесь ночью в пещеру, вы видите огромных крыс, которые бегают по трупам и выедают глаза», – говорит Тэрасима уже твёрдым голосом. – «Тогда мы ловили их с помощью железного шлема и ели».
«Умирающие просто лежали прямо на земле несколько дней, поедая личинок, которые кишели на их собственных лицах».
В последующие годы как Макино, так и Тэрасима неоднократно возвращались к местам боёв для того, чтобы собрать останки почивших солдат.
Макино путешествовал между Японией и Филиппинами более десяти раз, каждый раз привозя с собой товары (рис, карандаши, одежду и т.п.) для жителей Mindanao – всё это ему надавали с собой сограждане.
«Я сделал всё это, стремясь искупить былое», – говорит Макино.