Что принесёт японским покупателям ночь на 1-е апреля
Представьте: на календаре 31-е марта 2014 г., на часах 23:58. Вы стоите в очереди в комбини. У покупателя перед вами бэнто. Захочет ли он подогреть его?
23:59. Ровно минута до полуночи. Да, покупатель перед вами хочет, чтобы ему разогрели бэнто. Это займёт всего несколько секунд. Ваше сердце пропускает удар. Полночь наступит аккурат в тот момент, когда вы выложите свои покупки. В итоге вы заплатите 8%-ный потребительский налог, а не 5%-ный.
Повышение потребительского налога с 1-го апреля текущего года вызывает множество вопросов. Не окажет ли оно негативного воздействия на восстановление экономики? Поможет ли правительству поспеть за растущими расходами на обеспечение всё сильнее стареющего населения? Это наиболее важные вопросы, а теперь ещё несколько вопросов помельче.
Как это отразится на покупателях – не в долгосрочной перспективе, а в момент покупки? Каково это будет чувствовать, что от ваших кровных откусили чуть больший кусок? Именно этот аспект выбрали для освещения в журнале “Shukan Gendai” (выпуск за 22-е февраля).
Давайте вернёмся в наш комбини. “Было бы лучше проводить изменения где-то в 2-3 часа ночи, когда меньше покупателей”, – рассказывает в интервью корреспонденту журнала обеспокоенный управляющий одного из магазинов. “Но,”, – ворчит он, – “в головном офисе всё решают за нас”.
Так и есть – в обоих смыслах: во-первых, в отдельно взятом магазине сети должны придерживаться общей политики, и во-вторых, точное время повышения налога в законодательстве не прописано, так что каждый предприниматель решает сам, когда же именно наступает 1-е апреля.
Так что хотя в большинстве удобных магазинов переход на повышенный налог свершится именно в полночь, во многих круглосуточных ресторанах решили последовать приведённому выше совету управляющего и сдвинуть время перехода, дав тем самым небольшую передышку любителям покушать на сон грядущий.
То же самое касается пассажиров поздних поездов: хотя последний поезд отправляется за полночь, т.е. фактически уже 1-го апреля, стоимость проезда не изменится до наступления утра.
Такси. А вот тут уже интереснее и сложнее одновременно. В каждой компании действует своя политика, но, учитывая, что одна из ведущих токийских служб такси является образцом в этой сфере деятельности, в целом ситуация будет выглядеть примерно следующим образом. Счётчики такси не контролируются единым центром, в каждый предстоит внести изменения в индивидуальном порядке, что несколько неудобно. Так что в такси, выехавших на улицы до полуночи, будет вплоть до самого утра взиматься 5%-ный налог, тогда как в такси, выехавших уже после полуночи… что ж, вам сильно не повезёт, если попадётся одно из них. В “Shukan Gendai” советуют уточнить непосредственно у водителя, прежде чем сесть внутрь.
А теперь вниманию совершающих покупки в Интернете. Возможно, вы считаете, что обманули систему, заказав что-либо в конце марта. Нет, не обманули. В этом случае закон вполне однозначен: налог взимается, исходя не из даты заказа, а из даты доставки. Заказали в марте с доставкой в апреле? Платите апрельский налог – 8%. “Тут мы ничего не можем сделать”, – рассказывает представитель онлайн-гипермаркета “Rakuten”. – “Таковы требования налоговой службы”. В объявлении на главной страничке магазина об этом говорится весьма чётко.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 22.02.2014