Кабинет Абэ: год у власти
Как летит время. Кажется, чуть ли не вчера я комментировал формирование кабинета Абэ Синдзо, осторожно загадывая, продержится ли он год и когда произойдет его реформирование, включая ключевые посты.
Год пролетел – кабинет продержался отлично, ни один министр не сменился и не собирается меняться (даже болевший министр по оздоровлению экономики Амари Акира выздоровел и вернулся к работе); более того, ни один министр ни в чем ощутимо не накосячил. В сравнении с демократами неплохой результат. Это, пожалуй, главная заметная перемена.
Что еще изменилось в стране? Насчет “абэномики” пусть выскажутся экономисты, если им есть что сказать. В самой Японии единого мнения нет. Увеличиваются расходы на оборону, что давно ожидалось и, добавлю, давно следовало сделать. Будет поднят потребительский налог. В Токио в 2020 г. будет Олимпиада. Однако социалку не убили. Цены – в быту – не растут. Только доллар сильно поднялся по отношению к иене, что лично по моему карману ударило ощутимо (заказываемые за границей книги подорожали почти на четверть). У японцев этой проблемы нет.
В целом ощущение, что в стране все нормально. Правительство – слаженная команда людей, которые знают, что делать, и спокойно работают, сосредоточившись на главном – на экономике. Недовольное ворчание с известных сторон наводит на мысль, что оно все (ну, или главное) делает правильно. В рабочий режим возвращены отношения с США. Активизировано экономическое (а через это и политическое) присутствие в странах АСЕАН и некоторых других, включая Мьянму. Да и к России отношение вроде стало более разумным.
Недовольны только Пекин и Сеул – но исключительно официально. Потому что число китайцев и корейцев, приезжающих в Японию работать и зарабатывать, не уменьшается. Не боятся, стало быть, национализьму. Абэ дал понять, что в отличие от Хатояма и Кана на поводу у них не пойдет (сын десантника Нода как раз начал брыкаться). Этот курс, как и курс в сторону реформы конституции, поддерживает, пусть не всегда активно, большинство японцев. Во всяком случае против него только немногочисленные, но очень активные и голосистые левые, которые, честно говоря, надоели своим “нан дэ мо хантай” (“против всего”).
В годовщину вступления в должность Абэ сходил в Ясукуни. В частном порядке. Имеет право. И, наконец-то, его реализовал.
Я тоже пойду туда – на Новый год, как заведено.
Автор: Василий Молодяков, 27.12.2013