Японский “хиджаб”
Современная реконструкция:
Фрагмент свитка времен Камакуры (XIII-XIV века) “Жизнеописание монаха Иппэна”:
К XV веку манера прикрывать голову верхним одеянием распространилась и на низшие сословия. Простолюдины копировали знать, хотя вместо утики покрывали голову косодэ – тот вид одежды, что носили обычно, и который примерно в это время начал вытеснять из повседневности одежду с широкими рукавами. А к середине XV века вошло в обиход и слово “кадзуки” (кацуги) 被衣 – дословно “покрывающая одежда”. И это было уже не первое попавшееся верхнее платье, а косодэ вполне определенного покроя. Рукава, хоть и остались, уже не использовались по прямому назначению, руки в них вставить уже просто не было возможности.
На вторую половину XVII века приходится пик моды на кадзуки. И к этому же времени сложилась “цветовая дифференциация” кадзуки на основе положения носительницы накидки в обществе. Характерно, однако, что мода на кадзуки была более популярна в консервативной Старой столице, чем в более современном и динамичном Эдо.
Кадзуки начала XVII века были либо белые, либо имели монотонный рисунок, чаще всего набивной. Благородные дамы иногда использовали в качестве накидок на голову “катабира” – тонкое летнее косодэ, предок юкаты.
Фрагмент ширмы начала XVII века: