Ночной парад монстров
Как выяснилось, не все знают, что вот этот парад монстров не имеет никакого отношения к Хэллоуину. Показанное – чисто японское, появившиеся задолго до того, как первые белые гайдзины ступили на Японские острова.
В общем, я вам покажу немного картинок всяких японских монстров авторства моего любимого Кёсая, тем более, что я давно обещала.
Усаживайтесь поудобнее!
- Картинка из сборника гравюр 1889 года 暁斎百鬼画談 (Кёсай Хякки гадан). Слушатели собрались поздно вечером около рассказчика. Кому совсем страшно – спрятались под одеяло. А вам не страшно?
- Еще один слушатель храбро подползает поближе, превозмогая страх
История эта начиналась давно, очень давно. Когда люди еще верили, что все, существующее на этом свете, имеет душу. Когда боги и святые запросто ходили между людьми и жили среди людей.
Устные предания о злокозненных существах, бродящих ночами по улицам поселений людей и играющих с запоздавшими путниками злые шутки, ходили по Японским островам еще до появления письменности. А с появлением этой самой письменности какие-то из сохранившихся сказаний были записаны вместе с мудрыми сказками и притчами, пришедшими с материка, из Китая и Индии.
Среди прочего было записано и предание о ночном параде ста монстров – 百鬼夜行 (Хякки яко, Хякки ягё). В определенные дни года всякая нечисть чувствует себя особенно вольготно. И собирается вместе глубокой ночью, чтобы с шумом и грохотом промчаться по улицам Старой Столицы, внушая страх и ужас ее обитателям. Особенно монстры предпочитали улицу Итидзё-дори, которая вела на старое кладбище. Горе тому, кто неосторожно окажется на пути у этого шествия! Если он не принадлежит к клану оммёдзи (колдунов-астрологов) и не имеет при себе бумаги с защитными заклинаниями, больше ни одна живая душа никогда не встретит его.
По поверьям, Хякки яко проходит в ночь на Новый год, в день Крысы второго месяца года, в дни Коровы третьего и четвертого месяцев, в дни Змеи пятого и шестого месяцев, в дни Собаки седьмого и восьмого месяцев, в дни Козы девятого и десятого месяцев, в дни Дракона одиннадцатого и двенадцатого месяцев.
Позже к описаниям этих злокозненных существ добавились и картинки, нарисованные разными авторами в силу богатства своего воображения.
Одним из самых ранних изображений считается свиток времен Муромати 百鬼夜行絵巻 (Хякки ягё э-маки):
Примерно с XII-XIII веков сюжет “Хякки яко” становится одним из самых популярных у художников. Кто только ни рисовал гуляющих и разгулявшихся монстров! Как целой процессией, так и по отдельности.
Тут надо добавить, что по древним японским поверьям помимо очевидных вредителей по происхождению, так сказать, типа чертей-они, водяных-каппа, тэнгу и прочих, зловредными существами могли стать и самые обычные бытовые вещи, при условии, что они прожили рядом с человеком слишком долгую жизнь. Потому от старых вещей рекомендовалось регулярно и аккуратно избавляться. Или передавать их на хранение в храмы, где монахи имели силу и власть нейтрализовать нечисть.
Стало быть, картинки из упомянутого цикла гравюр Кёсая 1889 года:
- Открывает парад воинство нечисти, разгоняя с пути всех, кто не успел спрятаться
- За ними следует армия свеженьких скелетов
- А вот пошли и монстры обычных вещей. Точнее, обычными они были для людей того времени, сейчас многое из этого опознается с трудом или вообще не опознается. В центре – ботинко-монстр. Справа – монстр буддийской мухогонялки. Слева бежит монстр храмового гонга
- Монстры музыкальных инструментов
- Справа бежит монстр древне-японского ручного органчика “cё”, а за ним – носорого-монстр. Да, носороги тут считались жуткими монстрами, судя по всему
- Монстры ритуальных танцев. Веера, шапок танцора и ложки
- Монстр шапки придворного и монстр онуса (палки с бумажными фестонами, используемой синтоистскими священниками)
- Монстры разных предметов одежды и обуви
- Монстры-животные, в том числе и несуществующие в реальности
- Монстрообразные дамы благородные
- Монстрообразные дамы попроще. В том числе кицунэ и нэко
- Монстры зонтика и соломенных тапок в сопровождении монстро-собаки
- Монстры кухонной утвари
- Злые духи гор и рек
- Еще монстры всяких животных
- Монстры “культурные” – свитков, “поющей чаши” и слоно-монстр
- Непереводимый фольклор
- Монстр ножниц в сопровождении монстро-животных
- Традиционный предводитель парада Нурарихён (с большой головой) в сопровождении монстро-собаки и монстро-волка
- Вон то, черненькое – монстро-заяц. Потом монстро-слон и безглазая бабка
- Дракон любуется на всякую нечисть. Крайняя справа – монстро-свекровь
- Буддийские монстры – одноглазый монах и статуя будды, Посередке, мелкое – каппа
И еще немного картин Кёсая на ту же тему:
- Рисунок тушью примерно 1882-1884 годов
- Акварельные рисунки начала 80-х годов XIX века
- Занавеска для театра Кабуки, где в виде монстров изображены актеры театра
- Настенные свитки примерно начала 80-х годов XIX века
- И парный комплект
- Ширмы парные середины 80-х годов XIX века
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 30.10.2013