Что определяет характер японцев?
Большую часть своей истории Япония была отделена от всего остального мира – окружающими морями и изоляционистской политикой, которую вело правительство в феодальную эпоху. Эти столетия затворничества позволили сложиться уникальной культуре, а для исследователей всех мастей любимым камнем преткновения стали попытки просто выяснить, что же определяет характер японцев.
Недавно на китайском новостном портале “BW Chinese” был опубликован список психологических характеристик японцев, составленный австралийцем Грегори Кларком (Gregory Clark). Кларк по роду занятий вот уже больше 50 лет связан с социологией, образованием и экономикой Японии.
1. Коллективизм
Первым в списке Кларка идёт хорошо всем известный коллективизм японцев. Кларк отмечает, что такой менталитет становится опасен, если во главе группы становится некая сила с вредоносным характером, и в качестве примера приводит быстро поднявшийся национализм, приведший Японию на путь захватнической агрессии и к участию во Второй мировой войне.
В меньших масштабах такой менталитет наиболее явно проявляется на рабочих местах. Отчасти многочасовые переработки японских служащих связаны с тем, что считается плохим тоном уходить с работы раньше своих коллег и, особенно, начальства. Даже если все поставленные индивидуальные задачи были выполнены, считается вежливым оставаться на своём месте дабы помочь коллегам, или, как часто бывает, чтобы дождаться кого-нибудь, тоже собирающегося домой.
2. Честность
Вскоре после приезда в Японию, когда я только-только начала осваиваться и ездить на поезде, я забыла сумку в поезде на линии Яманотэ. Заметив пропажу, я сообщила станционному смотрителю, который предложил подождать около часа – тот же самый поезд должен был вернуться, следуя в другую сторону. Конечно же, оказалось так, что моя сумка была на том же месте, где я её оставила. Все вещи были на месте, и это несмотря на то, что мимо проходили сотни людей и каждый мог взять, что заблагорассудится.
В свою очередь Кларк отмечает, что в Японии полиция выступает в качестве своего рода бюро находок, куда сознательные граждане часто приносят оставленные кем-либо вещи.
3. Уважение к порядку и чистоте
Наряду с распространённым примером с японскими туристами, которые перемещаются за рубежом хорошо дисциплинированными колоннами, Кларк отмечает пристрастие японцев к высокотехнологичным туалетам. В следующий раз, когда, остановившись в шикарном токийском отеле, вы придёте в замешательство перед пультом управления очередным туалетным монстром, помните, что все эти рычажки и кнопочки появились лишь потому, что дизайнер подумал что-то вроде этого: “Думаю, кто-нибудь в Японии обязательно оценит такой уровень внимания и заботы о самом дорогом для него”.
4. Любовь к сделанному вручную
Тем не менее, невзирая на повсеместное распространение “туалетных технологий”, многое в Японии всё ещё делается по-старинке. На Западе написанное от руки резюме скорее вызовет мысли, что приславший его не умеет обращаться с компьютером, после чего резюме отправится прямиком в мусорное ведро. В Японии же соискатели зачастую покупают чистые бланки для резюме и скрупулёзно выводят иероглиф за иероглифом, демонстрируя тем самым искреннюю заинтересованность в вакансии. Вероятно, это также способ доказать, что вы один из немногих, кто ещё в состоянии писать кандзи от руки, не полагаясь на помощь компьютера!
5. Работа в команде и семейный стиль управления
В связи с упоминавшимся выше коллективизмом Кларк заявляет, что японцы лучше работают в группах – вне зависимости, спортивные ли это команды, студенческие ассоциации или комитеты на работе.
Кларк также описывает предпочитаемый стиль управления как семейный по природе. В самом деле, в японских компаниях поощряется открытость коммуникаций между работниками и управленцами, что сказывается даже на интерьере офисов. В Японии у менеджеров практически не бывает своих кабинетов, отделённых от непосредственных подчинённых. Напротив, вся группа сидит в одном кабинете, зачастую даже за одним столом, дабы облегчить обмен идеями и обратную связь.
6. Больше открытости в общении не с иностранцами, а с товарами из-за рубежа
Кларк затрагивает одну из наиболее загадочных дихотомий в отношении Японии. Всё больше японских туристов выезжает за рубеж и всё больше туристов приезжает в Японию из-за рубежа, так что постепенно этот вопрос теряет свою остроту. Однако, в стране, столь долго пребывавшей в добровольной изоляции, до сих пор есть те, кто не испытывает особого желания общаться с представителями других культур.
7. Неопределённая политическая идеология
Двумя крупнейшими в Японии политическими партиями являются Либерально-демократическая партия (ЛДП) и Демократическая партия Японии (ДПЯ). По мнению Кларка, сходство между ними простирается намного дальше сходства названий. В частности, он отмечает, что политические платформы двух партий не сильно-то отличаются друг от друга.
Если оставить в стороне возможные социальные последствия отсутствия серьёзных дебатов на самых высоких уровнях власти, такое положение дел по крайней мере означает, что вечеринку с барбекю вряд ли испортят два придерживающихся разных политических взглядов друга, которые хорошенько примут на грудь и попытаются решить спор “по-мужски” (как это зачастую бывает в других странах мира).
8. Эмоциональность и агрессивность
Хотя большинство побывавших в Японии склонны описывать японцев как спокойных и уравновешенных людей, Кларк указывает на вторжение Японии в Китай в 1930-х гг. как на индикатор агрессивных тенденций. Я даже не буду это комментировать…
9. Нехватка ясной экономической и дипломатической позиции
Кларк описывает экономическую и дипломатическую позицию Японии как попытку удержать равновесие между двумя вариантами развития событий – ровно до того момента, как необходимо принять решение. Именно отсутствие ясной позиции он считает главной причиной так называемого “потерянного десятилетия”, периода застоя экономики в 1990-х гг., который последовал за “экономикой мыльного пузыря” 1980-х гг.
10. Нехватка навыков критического мышления
Отдавая должное начальному и среднему образованию в Японии, Кларк, тем не менее, оказался несколько разочарован вузовским образованием в стране. В японских университетах уделяется весьма незначительное внимание дискуссии преподавателя со студентами, а сами вузы в целом рассматриваются в качестве наименее изнурительного этапа японской системы образования – предполагается, что в во многих компаниях бывшие студенты проработают всю оставшуюся жизнь, и там их уже обучат всему, что нужно для успешной карьеры. Тем не менее, Кларк весьма скептически настроен, поскольку такая система совершенно не поощряет развитие навыков критического мышления.
11. Важность стыда в морали
В Японии одним из наиболее серьёзных осуждений является “хадзи сирадзу” (“haji shirazu”), подразумевающее что-то вроде “совсем стыд потерял”. Всё это снова связано с коллективизмом японцев: как правило, люди обеспокоены тем, как их действия скажутся на других, поэтому появление ошибки воспринимается очень серьёзно. Так что нет ничего удивительного, что наиболее часто употребительных способов извиниться существует по меньшей мере четыре (“гомэн насай”, “сумимасэн”, “осорэ ирэмасу” и “мосивакэ годзаймасэн”).
12. Нелюбовь к искам
Япония далека от сутяжничества. Отчасти это может быть связано с нежеланием создавать проблемы другим, что часто приводит к тому, что люди мирятся с некоей ситуацией, хотя та им не очень-то по душе (взять, к примеру, задержки в офисе при условии выполненной работы, как уже отмечалось выше).
Даже когда возникают требующие урегулирования проблемы, японцы предпочитают встретиться на личном уровне и попытаться уладить дело миром, а не привлекать обширный штат юристов. Это легко можно проследить на примере длины местных деловых контрактов, которые по западным меркам довольно коротковаты. Подразумевается, что при возникновении каких-либо шероховатостей обе стороны будут вместе работать над приемлемым для всех полюбовным решением.
Как и следовало ожидать от всякого с аналогичным опытом в области изучения Японии, Кларк делает ряд весьма веских замечаний. В то же самое время большая часть примеров приходится на времена 60-летней давности. За прошедшие годы Япония развилась и выросла. Сейчас японскую нацию составляют свыше 120 млн. человек – отдельных личностей со своим собственным, уникальным менталитетом. Представленный выше перечень, конечно, неплох для первых шагов в изучении Японии, однако лучший на сегодняшний день способ познать “характер японцев” это пожить в стране, общаясь с её жителями.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 1.11.2013