Как западная еда помогла японцам подрасти
В Европе и США почитатели японской кухни могут бурно критиковать уни (uni) и оторо (o-toro) или вежливо выражать свое отношение по поводу превосходства гречневой лапши над пшеничной. А что вы думаете по поводу «Napolitan», промытых холодной водой спагетти, а затем обжаренных в кипящем масле с овощами и кетчупом? Или о «мэнти кацу» («menchi katsu»), гамбургере, покрытом хлебными крошками и зажаренном во фритюре? Или о «ому райсу» («omu rice»), омлете, на котором возвышается рисовая горка, заправленная ароматным кетчупом?
Знакомы и в то же время незнакомые, эти блюда могут заставить западных гурманов представить себе, что они путешествуют по параллельному кулинарному мирозданию. Все эти стандарты стиля японской кухни, знакомые нам как «ёсёку» («yoshoku»), или «Западная еда», переплетают рецепты японской кухни с европейскими и американскими блюдами. Это переплетение способствует возможности удовлетворения вкусов местных жителей.
Сегодня ёсёку стал полностью относиться к японской кухне. Этот стиль поддерживается телевизионными кулинарными шоу и большим количеством кулинарных журналов. Очереди в хорошие рестораны в Токио сейчас такие же длинные, как и всегда, и они в основном состоят из пожилых японцев, для которых ёсёку является единственным способом прикоснуться к западному миру, который они никогда не видели в действительности. Открытие ресторанов-ёсёку представляется необходимым в престижных торговых районах, например, Роппонги Хиллз или центр города, где они смогут удовлетворить вкусы молодых японцев, чьи матери готовят еду дома.
Первый путеводитель по ресторанам Токио – «Michelin Guide», опубликованный прошлой осенью, включил в список только 150 ресторанов, но ни один из них не занимался кухней ёсёку. В действительности приезжающие в Японию люди достаточно редко посещают рестораны-ёсёку: цепи кафетериев, ресторанов или закусочных завоевали большую репутацию.
Тацуя Ёкокава (Tatsuya Yokokawa), администратор «Shiseido Parlor», ресторана-ёсёку, находящегося в самом центре Токио, сказал: «Возможно то, что мы называем ёсёку, иностранцам нелегко понять. Если это не традиционная японская, французская или итальянская кухня, думают они, тогда что же это? Поэтому маловероятно, что они захотят это пробовать».
Стиль ёсёку появился во времена правления императора Мэйдзи, когда изолированная жизнь японского народа была нарушена так называемыми американскими Чёрными кораблями в 1854 году. Японцы были отправлены в Европу и Америку, чтобы узнать западные законы и западную промышленность. Естественно, обратно они привезли западную кухню. Шокированные тем, насколько они отстали от европейцев, японцы твердо решили, что обгонят жителей Запада не только в экономической и военной сфере, но также физически, если станут есть западную пищу. Эта тенденция существовала вплоть до 70-х годов, когда бизнесмен Дэн Фудзита (Den Fujita) открыл первый в Японии «McDonald’s» и заявил, что меню его заведения обеспечит японцам такой же высокий рост и такую же внешнюю притягательность, которая присуща американцам.
«Японцы плохо сложены потому, что они постоянно едят рис», – говорил он. – «Мы изменим это при помощи гамбургеров. Если японцы будут есть гамбургеры в течение 100 лет, то они даже станут блондинами».
Страницы: 1 2