Японские газеты о послевыборной России
Японская пресса дружно отреагировала на президентские выборы в России. Дружно не только в смысле следования информационному поводу – понятно, что иных вариантов тут нет. Особенность японских масс-медиа, и в том числе газет, так как речь дальше пойдет именно о них, заключается в том, что каждое из изданий существует в своем особом мире, тщательно делая вид, что никаких коллег-конкурентов не существует и нет смысла интересоваться тем, что происходит в японской прессе в целом.
На практике это означает, что совершенно естественным считается рассказывать о новости так, как будто бы любое событие – эксклюзив именно этого издания. А поскольку уровень читательского восприятия в Японии не очень высокий, то лучшая новость это та, что подана в стиле репортажа с максимально возможной тягой к упрощению. Доступность – важнейшее условие существования японских газет, и чем проще газета пишет, чем менее она индивидуальна, тем выше у нее тираж. Есть, конечно, и исключения: «Нихон кэйдзай» («Никкэй») – экономическая газета и ее уровень соответствует уровню специалистов. «Санкэй» – газета консервативная (сама себя именует «народной»), и ее отличительной чертой является упор на патриотизм читателей с заметной тягой к национализму. Естественно, что для нее проблема «северных территорий» – главная рэперная точка в отношениях с Россией.
Не следует поэтому удивляться, что японские газеты не просто дружно пишут об одном и том же, но еще и дружно делают это одинаково. Разницу можно заметить лишь в финальных абзацах – они в основном и цитируются. Например, осторожная (и самая массовая «Иомиури» предлагает просто понаблюдать за тем, как будет развиваться ситуация в российской политике, «Асахи» уже предлагает вариант развития ситуации, «Майнити» еще более открыто критикует «несменяемую» власть Путина, а «Санкэй» выстраивает классическую схему японских политологов-«патриотов»: в России все будет плохо, и едва ли не единственный шанс для нее исправиться в глазах и японского, и мирового сообществ: отдать Японии «северные территории».
Далее приводятся цитаты из поствыборных материалов крупнейших японских газет, приводимые в порядке уменьшения численности тиража издания (цитируется по ИноСМИ):
В своем долгосрочном стратегическом плане Владимир Путин также упомянул о “необходимости формирования новой военной стратегии для противостояния новым угрозам”. К ним, по его мнению, скорее всего, относятся размещение американской системы ПРО в Восточной Европе, а также расширение НАТО. Можно ожидать, что “философия возрождения великой российской державы” будет и далее доминировать при формировании принципов внешней политики и безопасности России.
Япония не может игнорировать подобные события, когда в соседнем государстве формируется новая политическая система. Однако пока политическое влияние в России сосредоточено в руках Владимира Путина, вряд ли стоит ожидать изменений в тенденциях развития российско-японских отношений.
В настоящее время обсуждается возможность визита премьер-министра Ясуо Фукуды в Россию. Сейчас как никогда важно на месте проследить, в каком направлении будет действовать новое российское правительство, и как будет изменяться атмосфера российско-японских взаимоотношений.
Владимир Путин недавно обнародовал свой план развития России до 2020 года, в котором обрисовал путь развития страны. В плане говорится о необходимости сохранения установившейся социальной стабильности и построении “сильной России”. Однако, основной смысл этого “плана” заключается в следующем: “для достижения поставленных задач необходима преемственность власти”. Это послание без сомнения достигло сердец избирателей.
Второй задачей реализации сценария “тандема” является обеспечение спокойного перехода официальной власти от одного президента к другому, который должен произойти в мае. Если в руках Владимира Путина останется тот массив политической мощи, которым он сейчас обладает, “велосипедный тандем” вряд ли будет работать. Люди будут знать, за кем в стране остается реальная власть.
Страницы: 1 2