Японцы наконец поняли, как относиться к России
7. Иррациональность попыток добиваться возвращения сначала только двух островов
Иногда высказывается точка зрения о том, что, раз Россия действительно стремится соблюдать заключенное Советским Союзом соглашение ‘передать Японии группу островов Хабомаи и остров Шикотан… после заключения мирного договора между Японией и Союзом Советских Социалистических Республик’ (Совместная декларация СССР и Японии, 1956 г.), почему бы тогда не получить эти два острова и не продолжить потом переговоры о возвращении еще двух – Итурупа и Кунашира? Проблема заключается в том, что Россия не отдаст назад гряду Хабомаи и остров Шикотан до тех пор, пока мирный договор не подписан, но с другой стороны, подписание мирного договора будет означать разрешение всех двусторонних послевоенных проблем, что сделает невозможным проведение переговоров по статусу двух других островов. Россия интерпретирует Совместную декларацию таким образом, что возвращение Хабомаи и Шикотана является полным разрешением спорной проблемы. Есть в Японии и те, кто думают, что положение о продолжении переговоров может быть включено в текст мирного договора, или же на эту тему можно заключить отдельное дополнительное соглашение. Такая точка зрения абсолютно нереалистична – Россия не согласится с дополнительными положениями, но даже если и согласится, то во время последующих переговоров она не будет подходить серьезно к возвращению гораздо больших по территории Итурупа или Кунашира. Таким образом, нет никакого смысла добиваться сначала возвращения по Совместной декларации Хабомаи и Шикотана. Более того, Япония должна сохранять свое требование о возвращении всех четырех островов и проводить об этом переговоры, основываясь на Токийской декларации о японо-российских отношениях, согласно которой за столом переговоров обсуждается не два, а все четыре острова. В любом случае, если для окончательного урегулирования проблемы потребуется политическое решение, такое решение должно возникнуть в ходе переговоров.
Сейчас не место, перед началом обстоятельных переговоров, суетиться с предложением компромиссов.
8. Необходимо помнить и о преимуществах для России, которые несет улучшение двусторонних отношений
Некоторые полагают, что единственным интересом России к Японии был интерес финансовый, и что сейчас этот интерес пропал, поскольку экономика страны восстановилась, и она буквально ‘купается в деньгах’. Это не тот случай. Неправильным также будет полагать, что потребность Японии в энергоресурсах делает ее зависимой от России, или что России не нужна Япония. Новая широко представленная национальная стратегия России заключается в развитии экономики, независимой от экспорта природных ресурсов, и эта стратегия подразумевает больший интерес к Японии, интерес, который приводит к ‘новому открытию’ нашей страны.
Кажется, оно уже начинается. Хорошенькое открытие!
России хорошо известно, что Япония обладает всеми необходимыми ей технологиями и промышленным опытом для рационального использования энергии, внедрения высоких технологий, высокоскоростными железными дорогами, атомными электростанциями, технологиями сжижения природного газа и многим другим.
Стремление России сотрудничать с Японией объясняется ее желанием стать державой с опорой на промышленное машиностроение, а не поиском капитала. Россия уже обладает достаточным накопленным капиталом, и теперь ищет надежные пути его инвестирования, например – в Японию. Япония же может предложить России многие преимущества, особенно после того, как российско-китайские отношения несколько охладели (см. Рекомендацию 9).
Мне могут не поверить, но за последний год я был свидетелем нескольких серьезных переговоров между японским и российским бизнесом в высокотехнологичных областях – то есть как раз там, где, по мнению японских политологов, Россия кровно заинтересована в Японии. Так вот, всякий раз эти переговоры проходили по инициативе ЯПОНСКОЙ СТОРОНЫ, и всякий раз наши бизнесмены находили японские предложения неконкурентоспособными! Так кому нужен такой бизнес?! Сегодня пришло сообщение: «В прошлом году “Тойота” родала на российском рынке 157 тысяч новых автомобилей, сообщил ранее глава европейского представительства “Тойоты” Тадаси Арасима. В нынешнем году ожидаются продажи на уровне 200 тыс авто. В результате Россия стала главным европейским рынком для “Тойоты”, oпередив Германию, подчеркнул Арасима. Сейчас на заводе “Тойота” под Санкт-Петербургом собирают седаны “Камри”. Изучается возможность запуска новой линии для производства другой, более доступной по цене модели, и если решение будет принято, то через несколько лет в Шушарах начнут делать по 200-300 тыс таких автомобилей». Японский бизнес празднует успех: «Тойота» и «Мицубиси» лучше всего продаются в России! Да, это приносит нам рабочие места, технологии, налоги, но японцам это приносит деньги. Так можно ли говорить, что это нужно только нам? И шантажировать нас этим?