По всей Японии с одним смартфоном
Выходя из дома, многие проверяют, с собой ли ключи, бумажник и телефон. Но вскоре наши карманы могут стать легче. Новые технологии позволят нам обойтись без бумажников, оплачивая товары и услуги с помощью мобильных телефонов.
На прошлой неделе банковская группа «Barclays» представила приложение для мобильных телефонов «Pingit», которое позволит пользователям перечислять деньги на счета других банков с помощью смартфонов. А к лету в таком «мобильном кошельке» может появиться еще больше приложений – позволяющих людям расплачиваться в магазинах, барах и ресторанах, просто прикоснувшись телефоном к панели электронных платежей. Оплата карточками или наличными может вскоре стать такой же необычной, как и использование чековой книжки.
Чтобы иметь такую возможность, смартфон должен быть оснащен устройством «NFC» (Прим.пер.: «Near Field Communication», «коммуникация ближнего поля» – технология, дающая возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии примерно 10 см) для возможности обмена данными со специальным считывающим устройством. Ходят слухи, что в следующих «iPhone» и «iPad 3» будут такие возможности. Безопасно загрузив электронные деньги в свой мобильный, можно будет оплатить товары и услуги в тысячах заведений уже этим летом.
Компания «Orange» уже внедрила оплату услуг «QuickTap» с помощью кредитной карты «Barclaycard» в пяти тысячах крупных торговых точек, и заявляет о том, что это начало «революции в методах оплаты в крупных магазинах». Тем временем в Великобритании ко времени проведения Олимпийских игр планируется внедрить систему оплаты «Google Wallet» в смартфоне «Google». «PayPal» также работает в этом направлении; ожидается, что скоро появится ее собственная система мгновенных беспроводных платежей.
Кое-где в Великобритании такая возможность уже есть. Но система пока не получила массового распространения, потому что, по мнению Зильвинаса Барейзиса (Zilvinas Bareisis), аналитика по финансовым услугам компании «Celent», на данный момент слишком мало телефонов с соответствующими функциями и считывающих устройств для электронных кошельков. «Торговые предприятия выжидают. Они наблюдают, что из этого выйдет», – полагает он.
Но в Японии мобильные кошельки используются уже более шести лет, так что это идеальное место, чтобы опробовать работу этих технологий. Здесь ими пользуются более семидесяти миллионов человек, и их количество растет. Руководство страны и другие заинтересованные круги активно занимались внедрением этих разработок, так что на сегодня в стране уже функционирует полноценная сеть. Однако, несмотря на наличие высоких технологий, остается сельская местность, которая по-прежнему предпочитает наличные – и на пластиковые карты, особенно на иностранные «Visa», может коситься с недоверием.
Где можно найти лучшую возможность, чтобы опробовать эту новую систему платежей? Смогу ли я пересечь Японию, не имея при себе ни наличных, ни пластиковой карты – только мой «кэйтай» (мобильный телефон)?
Первое испытание – поездка в такси до железнодорожной станции. Это легко, потому что у большинства таксистов в Японии есть считыватели, и чаевых они не требуют. То же самое на станции, ведь в токийских поездах уже несколько лет работает система, напоминающая лондонскую «Oyster» (Прим. пер.: бесконтактная технология, используемая в транспортной системе Лондона). На ходу я просто прикасаюсь своим модным смартфоном к устройству на входе.
Я могу загрузить до 400 фунтов стерлингов (примерно 19 тысяч рублей) – мелочь по японским меркам – и видеть свои расходы на экране при каждом касании. Пополнить счет можно онлайн через карту «Visa» или наличными в одном из многочисленных японских круглосуточных магазинов. Если на перроне захочется пить, с помощью мобильного можно разжиться кофе в любом торговом автомате.
Посадка в аэропорту обещала быть элементарной, потому что я скачал приложение, связанное с регистрационной службой «ANA» (Прим. пер.: «All Nippon Airways» – японская авиакомпания), которое позволяет использовать телефон и как билет, и посадочный талон. Это очень удобно, мне нужно было просто дотронуться телефоном до соответствующего устройства при регистрации, потом при проверке и, наконец, при посадке. Я это сделал и сел в самолет.
Мобильный не обязательно должен быть включен при этом, так что нет никакого беспокойства о севшей батарейке. Билеты можно приобрести на сайте «ANA» и затем автоматически загрузить их в телефон. Даже с багажом в очень удобном аэропорту Ханэда мой мобильник сэкономил мое время и избавил от многих хлопот – я зарегистрировался и был готов к посадке за десять минут.
«Основной недостаток перелетов по сравнению с поездкой поездом – это, конечно, время, проводимое в аэропорту», – рассказал сотрудник «ANA» Рёсэй Номура (Ryosei Nomura). – «С предлагаемым «ANA» одновременно билетом и посадочным талоном в вашем телефоне для посадки хватит пятнадцати минут».
Это не единственное, что удалось легко. Следующей задачей для телефона стал заказ ланча: двух порций темпура на вынос. Это было не сложно, потому что тысячи ресторанов Японии дают возможность воспользоваться мобильными кошельками. С другой стороны, у тысяч других нет такой возможности. Великобритании придется изрядно поработать, если всерьез браться за идею отказа от кошельков, наличных и пластиковых карт.
Есть проблемы с совместимостью. Некоторые считывающие устройства и мобильные телефоны не распознают друг друга. По словам вышеупомянутого господина Барейзиса, от этого необходимо уходить. Производителям надо сотрудничать, чтобы разработать совместимые платформы. «В идеале должен быть один оператор мобильной связи, один банк, один телефон. Нужен более широкий масштаб и способность к взаимодействию», – полагает он.
По прибытии самолетом в северную столицу Японии, Саппоро, я обнаружил, что оплата с помощью телефона возможна в некоторых неожиданных местах, например, на подъемниках в одном из крупнейших лыжных курортов Нисэко. Если в билетной кассе я находился достаточно близко к считывателю, даже не было необходимости доставать телефон из нагрудного кармана, рискуя получить обморожение. Телефон также стал моим лыжным абонементом. С покупкой продуктов проблем не возникало, бесчисленные круглосуточные магазины оснащены системами для мобильных платежей.
Заплатить за жилье также не составило труда. В одном из отелей Киото телефон даже можно было использовать в качестве ключа. Так что отсутствие возни с ключами и картами – еще одно преимущество наших все более умных смартфонов.
Конечно, один из главных недостатков состоит в том, что потеря такого устройства – настоящая катастрофа. Но многие уже придерживаются этого мнения по поводу своих телефонов. Аннулирование дебетовых/кредитовых соглашений просто станет еще одной проблемой, если вы потеряете своего помощника. К счастью, как и в случае с кредитной картой, это можно решить одним телефонным звонком – по-видимому, с телефона какого-нибудь оказавшегося поблизости доброго самаритянина.
Но не все складывалось так гладко. В одном из ресторанчиков с морепродуктами в Нисэко, где я хотел подкрепиться, не оказалось возможности так заплатить, и я вынужден был изменить свои планы. Владельцем этого заведения оказался иностранец, утверждавший, что никогда не слышал о подобных технологиях. Сейчас я нахожусь в более старинной части Токио, в которой гораздо меньше мест, особенно ресторанов, где можно расплатиться с помощью телефона.
Жизнь в эпоху электронных кошельков может быть очень удобной. Смотрите не забудьте дома свой смартфон!
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 11.03.2012
Читайте также:
- На японском рынке смартфонов 70% занимает «Apple», 15% – «Google»
- Японцы скупают появившийся в магазинах «iPad»
- В июне начнётся эксплуатация опто-волоконного кабеля между Россией и Японией
- Планируется разработка японской книжной поисковой системы
- «Matsushita» и «Google» запустят телевизоры с доступом в Интернет