Мастера, жившие своими мечами
В «золотой век» оружейников ничего так не ценилось, как самурайские мечи.
Самурайский меч долгое время был очень притягательным символом для японцев. До сих пор он навевает мысли о мужестве, традициях, аскетизме и таинственных легендах. Считалось, что не только синтоистские божества обладали мечами. Как часть императорских регалий мечи также означали божественность и небесное происхождение императорской семьи. Описание побед в сражениях с использованием мечей можно найти уже в первой японской исторической хронике «Кодзики» («Kojiki»), относящейся к 712 году. С тех пор мечи как воплощение самурайского духа имели чрезвычайно большое значение в символике японской культуры.
Выставка «Мэйбуцу: драгоценные японские мечи», организованная токийским музеем Нэдзу, демонстрирует редкую коллекцию из 52-х мечей, предоставленных музеями, частными коллекционерами и синтоистскими храмами со всей Японии. Все экспонаты относятся к золотому веку изготовления мечей – с XII по XIV столетие. Их особенности подчеркнуты специально подобранным освещением, которое выделяет сложные детали и помогает рассмотреть оттенки цветов, которыми отсвечивают полированные лезвия.
Термин «Мэйбуцу» («Meibutsu») или «мастерски изготовленный меч» появился после опубликования в 1719 году «Kyoho Register» – каталога, заказанного Ёсимунэ (1684-1751), восьмым сёгуном из рода Токугава, в котором впервые был составлен перечень знаменитых мечей Японии. Целью такой регистрации была классификация мечей в соответствии с их характеристиками, к которым относились происхождение каждого меча, мастер, изготовивший его, размер и форма, оформление, определение технических характеристик и режущей способности. Появление первой официальной классификационной системы, позволяющей определить ценность меча, привело к формализации уже общепринятого убеждения, что некоторое оружие, исходя из его исторического происхождения и роли в героических битвах, достойно особенного почитания и славы.
В период с XII по XIV век военное сословие самураев был верхушкой феодального общества. Для этих воинов постоянное ношение мечей стало общепринятым правилом. Оружейники стали более искусными, что позволило назвать эту эпоху золотым периодом изготовления мечей. Мечами награждали за храбрость в бою, и так как они начали ассоциироваться с победами в знаменитых битвах, то стали цениться как символ статуса у лидеров военного сословия. Обычай молиться в синтоистских храмах о победе в битве и жертвовать мечи храмам в качестве приношений богам также относится к этой эпохе.
Учитывая отношение к мечам со стороны сёгунов и военачальников, неудивительно, что оружейники пользовались величайшим уважением. Наиболее искусными мастерами своего времени в конце XIII – начале XIV века прослыли Масамунэ (Masamune) и Ёсимицу (Yoshimitsu). Ясный голубоватый оттенок мечей Масамунэ и Ёсимицу символизировал качество для тех, кому они были так нужны.
Предоставляя беспрецедентную возможность посмотреть на их работы, «Мэйбуцу» показывает 11 мечей Масамунэ и 6 – Ёсимицу.
Обоим мастерам присущ индивидуальный талант и стиль, сделавшие их мечи очень востребованными.
Для мечей Масамунэ характерны линии закалки, напоминающие волны бушующего моря, выражавшие движение и энергию. Они были особенностью мечей мастера, создаваемых для военачальников сёгуната Камакура (1192-1333).
Одним из примеров творчества Масамунэ, заслуживающим особого внимания, является короткий меч – танто (tanto). Исторически известный под названием «Хотё Масамунэ» («Hocho Masamune»), это один из трех сохранившихся коротких мечей с широким основанием работы этого мастера. Уникальность меча в его необычайной тонкости и остроте, а также в узоре, который состоит из двух параллельных канавок на лезвии.
Напротив, Ёсимицу, живший в старой столице Киото, где императоры и благородные придворные были основными покровителями оружейников, создавал более аристократичные и утонченные мечи. Для коротких мечей Ёсимицу характерны прямые линии закалки, тонкие и едва различимые на глаз. Представленный на выставке короткий меч работы Ёсимицу содержит эти характерные линии, концы которых изящно оборачиваются вокруг себя – так называемая кривая в форме «комару» (komaru), характерная особенность творчества мастера.
В период Муромати (1392-1573) среди военачальников возник обычай преподносить свои наиболее ценные мечи в дар сёгуну в знак глубокого уважения. Так как они символизировали силу, репутация сёгуна во многом определялась количеством прославленных мечей, находящихся в его собственности.
Выставка посвящена личной храбрости отдельных воинов и истории военного правления эпох Камакура, Муромати и рода Токугава. Она также расскажет об эстетических наклонностях и стилистических предпочтениях элиты этих периодов. Наследие в виде этой великой коллекции шедевров – завет эпохи самураев и ее духа.
Выставка «Мэйбуцу: драгоценные японские мечи» продолжается до 25 сентября в токийском музее Нэдзу; плата за вход 1200 иен; время работы: 10 часов утра – 5 часов вечера; выходной – понедельник. Более полная информация предоставлена на сайте
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 7.09.2011