Япония ощущает воздействие бедности
Япония может быть одной из крупнейших экономик в мире, но у неё нет иммунитета к нищете.
«Бедность уже давно существует в Японии и в последние годы её масштаб и глубина значительно ухудшаются», – говорит д-р Ая Абэ (Aya Abe), старший научный сотрудник отделения международных исследований и сотрудничества Национального института исследований населения и социального обеспечения в Токио. – «Согласно имеющимся данным, сегодня множество детей в Японии проживает в условиях исключительной бедности».
По словам Масанори Мацумуры (Masanori Matsumura), преподавателя начальной школы с 30-летним стажем, всё большее число детей в современной Японии не может позволить себе даже такие школьные принадлежности, как «краски или материалы для творчества». Он также добавляет: «Расширение масштабов бедности ударяет по наиболее уязвимым жертвам – детям».
Мацумура, который также является членом исполнительного комитета Токийского столичного союза учителей, одной из крупнейших в стране организаций преподавателей государственных школ, сообщил, что в 2008 г. его союз провёл среди 30 своих подразделений исследование, касающееся проблем, с которыми сталкиваются бедные дети. Например, некоторые родители из страха потерять работу не могли взять отгул, чтобы появиться на школьных встречах или различных мероприятиях. Некоторые из них, как было обнаружено, работали одновременно на двух-трёх работах.
У такой ситуации есть свои социальные последствия. Дети растут разочарованными – даже в некоторых случаях обращаются к насилию, – когда их родители отсутствуют рядом и не заботятся о них.
«В результате эти дети теряют надежду на будущее, на то, что им так нужно», – говорит Мацумура.
Результаты того же исследования показали, что многие дети не могли позволить себе заплатить за школьные обеды или отправиться на экскурсии с классом. В качестве примера приводится ситуация 10-летнего мальчика, вынужденного оставаться дома и заботиться о брате-младенце, поскольку мать была занята на работе.
По словам Мацумуры, с 2008 г. подобные исследования не проводились, но он полагает, что с тех пор ситуация не просто изменилась, но ухудшилась.
Хотя семьи матерей-одиночек составляли всего 4,1% от общего количества опрошенных семей с детьми, 66% из них проживали в условиях относительной бедности, получая доход, составляющий менее 50% от среднего чистого дохода домашних хозяйств.
По словам одной социальной работницы из отделения в токийском районе Кита, пообщавшейся с ИА «IPS» на условиях анонимности, большинство таких матерей трудится более чем на одной низкооплачиваемой работе на полставки, что оставляет им очень мало времени для общения с детьми. Она также добавила, что с каждым годом получает больше заявок от неблагополучных родителей, особенно от матерей-одиночек, на получение доступного для них социального обеспечения. По её словам, многие из них не знают о государственных субсидиях, на которые имеют право.
После разрыва «мыльного пузыря» в 1990-х гг. японская экономика страдала от затяжного спада и первые проблески улучшения увидела только в последние несколько лет. Последовавший за этим мировой финансовый кризис, вызванный в свою очередь кризисом финансовых институтов США, оказал влияние на Японию и многие другие страны мира. Например, безработица в Японии выросла с 3,8% (декабрь 2007 г.) до 5,7% (июль 2009 г.).
«В последние десять лет структура занятости радикально изменилась», – отмечает профессор Харуо Асаи (Haruo Asai) из университета Риккё (университет Св. Павла) в Токио.
Многие работодатели перешли от некогда традиционной системы пожизненного найма к практике найма большего числа работников по контракту или на полставки, что делается, чтобы избежать предоставления социальной помощи, в результате чего нерегулярные работники оказываются незащищёнными.
Согласно правительственным данным, к концу 2008 г. количество контрактников и работающих на полставки увеличилось до примерно 35% от общего числа работников, тогда как в 1980-х гг. их количество равнялось 20%. На сегодняшний день примерно половина работников страны в возрасте до 24 лет являются нерегулярными работниками, не имеющими гарантий занятости, поскольку они произвольно нанимаются и увольняются с работы.
Жёсткое возвращение Японии к реальности в отношении бедности состоялось в октябре 2009 г., когда впервые за 45 лет правительство обнародовало данные, показывающие масштабы нищеты, охватившей кажущуюся ранее такой изобильной страну. Министр здравоохранения, труда и социального обеспечения Акира Нагацума (Akira Nagatsuma) объявил тогда, ссылаясь на опрос 2007 г., что 15,7% японских граждан и 14,2% японских детей и подростков до 17 лет находились в относительной бедности («Уровень бедности в Японии»).
Первый тревожный звоночек касательно проживающих в бедности японских детей поступил в 2006 г. после выхода доклада «Обзор экономического положения в Японии – 2006», выпущенного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проводящей подобные исследования каждые пять лет. Согласно докладу, среди 30 стран-участниц ОЭСР Япония занимала второе место – после США – по количеству детей, проживающих в относительной бедности (13,7%, что на 2% выше с 1990-х гг.). До тех пор японская общественность довольно давно дистанцировалась от понятия бедности, особенно, когда речь шла о детях.
Японцы (вместе с правительством) привыкли рассматривать бедность в абсолютном выражении, т. е. как критическое состояние голода или выживания. И только в 2006 г. эта восточно-азиатская страна начала признавать идею «относительной бедности».
«В течение долгого времени японцы поддерживали твёрдую веру в то, что все более-менее принадлежат к среднему классу и никто не имеет никакого отношения к бедности», – говорит д-р Абэ.
Проживающие в нищете дети часто рассматривались как единичные случаи, – отмечает автор широко известной книги «Детская бедность».
Страницы: 1 2