Роботы для работы и игры в Японии простаивают без дела
Они могут быть самыми эффективными работниками в мире, но в условиях мирового финансового кризиса им сложно найти работу.
Легион роботов Японии, крупнейший в мире парк механизированных работников, в настоящее время простаивает без дела, поскольку страна находится в самом глубоком кризисе за последние несколько лет, т. к. потребители всего мира сокращают расходы на автомобили и различные гаджеты.
На крупном заводе «Yaskawa Electric», что находится на южном острове Кюсю, где роботы производят ещё больше роботов, одинокий робот-работник проверяет свои двигатели в ожидании дня, когда вновь появятся заказы. Его немобильные коллеги стоят рядами в тишине, а «руки» многих из них замерли в воздухе – без работы они могут простоять так очень долго.
Промышленное производство в Японии резко сократилось практически на 40% и вместе с этим сократился спрос на роботов. В то же время будущее выглядит менее радужно. Более сложная ситуация с финансами вводит дозу реальности в некоторые из наиболее фантастических проектов Японии – например, это касается роботов-животных и киборгов-секретарей, – что может ограничить сферу инноваций спустя долгое время после восстановления экономики.
«Мы приняли большой удар», – сказал Кодзи Тосима (Koji Toshima), президент «Yaskawa», крупнейшего японского производителя промышленных роботов.
В финансовом году, завершившемся 20-го марта 2009 г., прибыль компании сократилась на две трети до 6,9 млрд. иен, плюс на текущий финансовый год компания также прогнозирует потери. По данным Японской ассоциации производителей робототехники (Japan Robot Association), в последнем квартале 2008 г. поставки промышленных роботов по отрасли в целом сократились на 33%, в первом квартале 2009 г. – на 59%.
Тэцуаки Уэда (Tetsuaki Ueda), аналитик исследовательской фирмы «Fuji Keizai», ожидает, что в этом году рынок робототехники сократится на 40%. Инвестиции в роботов, по его словам, «первыми [попали под сокращение], поскольку компании защищают своих работников-людей». Хотя в долгосрочном периоде роботы могут быть дешевле, чем работники из плоти и крови, инвестиционные расходы значительно выше.
Согласно докладу «Macquarie Bank», в 2005 г. на фабриках по всей Японии работало свыше 370 тыс. роботов – 40% от общемирового объёма, – т. е. на каждую тысячу сотрудников производства приходилось по 32 робота. В выпущенном в 2007 г. правительственном плане по технологической политике содержался призыв к доведению численности промышленных роботов до 1 млн. к 2025 г. Но этого почти наверняка не произойдёт.
«Спад отбросил роботостроение на годы назад», – заявил Уэда.
Это касается как промышленных роботов, так и более привлекательных роботов-игрушек. Действительно, многие из них уже стали жертвами экономического кризиса. В январе этого года производитель роботов «Systec Akazawa» заявила о своей несостоятельности – и это меньше года спустя после того, как она представила на крупнейшей в мире выставке бытовой электроники «Consumer Electronics Show» в Лас-Вегасе своего миниатюрного шагающего робота «PLEN».
Робот-охранник «Roborior» от компании «Tmsuk», который по форме похож на арбуз, передвигается по дому на трёх колесах, отслеживая с помощью инфракрасных датчиков подозрительные движения и используя видеокамеру для передачи видео отсутствующим дома жителям, изо всех сил пытается найти новых покупателей. В апреле этого года рентная программа потерпела неудачу из-за низкого интереса со стороны потребителей. Хотя компания не раскрывала данные продаж, аналитики сообщают, что было продано менее трети от 3 тыс. ед., запланированных в 2005 г., когда «Roborior» вышел на рынок. Дальнейших планов по производству компания не имеет.
«Это позор», – заявляет Марико Исикава (Mariko Ishikawa), официальный представитель «Tmsuk», – «поскольку занятые городские японцы могут использовать «Roborior», чтобы приглядывать за стареющими родителями, проживающими в деревнях. Это как раз тот тип робота, что потребуется японскому обществу в будущем».
Стареющее население Японии придало развитию домашних роботов дополнительный импульс. Учитывая, что почти 25% граждан находятся в возрасте от 65 лет и старше, страна полагалась на роботов как на пополнение рабочей силы и помощь в уходе за пожилыми. Однако, продажи «My Spoon» от компании «Secom» – робота для автоматического кормления, помогающего питаться пожилым людям и инвалидам – также зашли в тупик, что связано с его ценой 4 тыс. $. В свою очередь «Mitsubishi Heavy Industries» не удалось продать ни одного из своих домашних помощников «Wakamaru» (этот робот был представлен публике ещё в 2003 г.).
Ну и, конечно же, менее практичные роботы в условиях кризиса стали пользоваться ещё меньшим спросом, причём это верно и для производителей роботов за пределами Японии. Так компания «Ugobe» (штат Айдахо, США), чьим детищем является миленький зелёный рободинозавр «Pleo» с подвижным хвостом, в апреле этого года заявила о своей несостоятельности. Несмотря на продажу 100 тыс. «Pleo» и получение более 20 млн. $, компания задолжала миллионы долларов и в итоге так и не смогла расплатиться. Компания «Sony» в 2006 г. махнула рукой на своего робота-пса «Aibo» – семь лет спустя после его выпуска. Хотя первоначально «Aibo», чья стоимость превышала 2 тыс. $, был популярен, он так и не смог завоевать массовый рынок.
Небольшой 300-долларовый «i-Sobot» от «Tomy», который может распознавать слова, предназначался для разрушения ценового барьера. С конца 2007 г., когда начались продажи робота, токийская компания, как сообщила её официальный представитель Тиэ Ямада (Chie Yamada), продала 47 тыс. «i-Sobot», что делает его хитом в мире роботов. Однако в прошлом году продажи начали сталкиваться с затруднениями и на данный момент компания не планирует выпускать дальнейшие версии робота.
Кэндзи Хара (Kenji Hara), аналитик исследовательско-маркетинговой компании «Seed Planning», считает, что многие из японских робото-проектов, концентрирующихся на гуманоидах и других полётах фантазии, слишком натянуты и неестественны и поэтому не могут захватить рынок.
«Японские учёные выросли на мультиках про роботов, поэтому они хотят создать именно двуногие модели», – говорит Хара. – «Но насколько это реально? Действительно ли потребители хотят роботов-помощников по дому?».
«Robot Factory», когда-то бывшая меккой для фанатов роботов, в апреле этого года закрылась после падения объёма продаж.
«В конце концов», – заявляет Ёсимото Мукаи (Yoshitomo Mukai), принявший в своём магазине «Jungle» часть старых запасов «Robot Factory», – «роботы до сих пор очень дороги и не на многое способны».
Конечно, это неверно в отношении промышленных роботов – по крайней мере, когда экономика находится на подъёме. «Fuji Heavy Industries» утверждает, что её роботы имеют практический и экономический смысл. Например, компания продаёт гигантского робота-уборщика, который может самостоятельно пользоваться лифтами для передвижения между этажами. Колесный робот, напоминающий небольшую машинку для чистки улиц, уже работает в нескольких небоскрёбах Токио. Как заявил представитель «Fuji», Кэнта Мацумото (Kenta Matsumoto), компании могут окупить потраченные на робота 6 млн. иен в течение трёх лет. На данный момент в аренду сдано около 50 роботов.
«Робот будет работать каждый день и ночь, не жалуясь», – говорит Мацумото. – «Вы можете даже сэкономить на освещении и отоплении, поскольку роботы не нуждаются ни в том, ни в другом».
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 14.07.2009