Когда я собиралась поехать в Мёрэн-дзи, меня в первую очередь интересовали цветочки. Вычитала в интернетах, что этот храм “специализируется” на разведении разных гибискусов.
Храм с трудом нашла в плотной низкоэтажной застройке того района. Но цветочки, что характерно, имелись.
В общем, в конце XIII века жил-был в Киото богатый производитель саке по имени Янагия Накаоки. В 1294 году этому Янагии посчастливилось встретить монаха Нитидзо, одного из девяти учеников Нитиро (который, в свою очередь, являлся прямым учеником основателя секты монаха Нитирэна). Встреча эта так впечатлила сакэварщика, что он передал Нитидзо свой собственный дом на перекрестке улиц Годзё и Ниситоин, чтобы тот превратил его в храм секты. Подарок был с благодарностью принят и новый храм получил названия Янаги-дэра.
В 1420 году храм был разобран учениками учеников Нитидзо и собран заново недалеко от перекрестка улиц Омия и Сидзё, где получил свое теперешнее название – Мёрэн-дзи. В течение следующих полутора сотен лет храм передвигали еще несколько раз, пока наконец он не устаканился на своем постоянном месте после прямого указания Тоётоми Хидэёси. Кампаку в это время был занят строительством своего замка Фусими-Момояма и реконструкцией Киото, который после двух сотен лет междоусобной войны своим внешним видом перестал соответствовать гордому титулу столичного города.
В общем, так или иначе, но в 1587 году Мёрэн-дзи наконец обосновался на постоянном месте и начал “улучшать свой имидж”, как сейчас говорят. Большинство основных построек храма были возведены именно в это время.
Когда я добрела наконец до самого дальнего от входа здания, меня там встретила смотрительница-хранительница. Я была у нее первым посетителем в этот день (хотя время уже приближалось к полудню).
- Вы живете в Киото? – спросила она меня.
- Да…
Смотрительница покивала головой: “К нам очень редко заходят обычные туристы, только постоянные жители Киото”.
Поскольку кроме меня никаких посетителей пока не ожидалась, смотрительница устроила мне персональную экскурсию по гостевому зданию. Не все там можно было фотографировать. В частности, совершенно невероятно прекрасное “кольцо” из четырех комнат с расписанными фусума. Каждая комната представляет свое время года, от весны до зимы, которые также можно интерпретировать и как “времена жизни” каждого человека.
Показав мне все, что можно фотографировать, смотрительница откланялась и оставила меня наедине с храмом.
Полное название храма – Дайхондзан Мёрэн-дзи 大本山妙蓮寺 (Главный храм Таинственного лотоса).
Находится недалеко от перекрестка улиц Хорикава и Тэраноути. Относится к буддийской секте Хоккэ (оно же секта Нитирэн)
Перед основным зданием храма – целая “грядка” разных гибискусов. Цветут, правда, не все. Видимо, рано пока. Удовлетворив поверхностный интерес цветочками, пошла бродить по храму. Потому как краткое описание храма перед воротами заинтересовало. Здесь вот на заднем плане за кустами гибискусов прячется колокольня храма. Когда именно было построено это здание, точно неизвестно. Но по некоторым деталям считают, что в самом начале Эдо (т.е. это первая половина XVII века)
Гибискусы у задней стены основного здания храма
Токонома в дежурно-гостевой комнате
Картина из жизни святого монаха Нитидзо, основателя храма
Однако, одно из главных сокровищ храма – сад камней “Дзю року ракан сэкитэй” (сад камней 16 архатов)
Сад был спланирован в конце XVI века, когда храм обосновался на своем теперешнем постоянном месте. Камни для сада были подарены Тоётоми Хидэёси из тех, что были приготовлены для его собственного замка Фусими-Момояма. В саду, как понятно из названия, 16 камней, сгруппированных по-разному и окруженных белым песком. Вся картина представляет собой Хоккэ Мандалу
Оставив ненадолго сад камней, обошла храм по основным галереям. Это один из двух маленьких внутренних садов
Колокольчики цветут
Дальняя сторона сада камней. Справа виден фонарь и высокая купель для воды
Мое представление о покое и гармонии.
Смотрительница принесла мне стакан холодного чая. И сказала, что в этом саду камней живут духи, которые внимательно рассматривают всех посетителей. И могут исполнить желание, если оно очень искреннее и идет из глубины души
Вот мы так и сидели: я у окна и духи на камнях. И смотрели друг на друга. Не знаю, что уж там эти духи высмотрели…
Самый большой центральный камень сада, “Лежащий бык”. За ним полоса азалий. В начале мая эти кусты цветут нежными розовыми цветами
Фонарь и купель для воды
“Какой красивый мой храм, да?” (смотрительница так и сказала – “ватаси-но тэра”)
Купель для воды
Сад камней с другого ракурса. Тут, в отличие от Рёан-дзи, нет “скрытых” камней. Все 16 можно пересчитать с любой точки. “Скрытый камень”, дополняющий или нет эту картину, – душа смотрящего
Галереи храма
Еще один внутренний садик, куда выходят окна и галерея жилой части
Видите, из окон вывешены для проветривания футоны? В этом здании можно остановиться как в гостинице. Только придется придерживаться распорядка дня здешних монахов. Ворота закрываются в 9 вечера, кто не успел – тот опоздал. И подъем с рассветом. Зато можно вместе с монахами приветствовать молитвой встающее солнце.
Гибискусы в этом храме выполняют роль священных буддийских цветов – лотосов. Только в “компактном” варианте. И утром, встречая восход, можно также увидеть, как распускаются эти “лотосы” навстречу солнцу
Еще одна купель для воды и фонарь. Из этой купели берут воду для чайной церемонии
Справа видна галерея с окнами, через которые мы с духами рассматривали друг друга
В храме абсолютная тишина. Снаружи не доносится никаких звуков. Можно сидеть и разговаривать с духами сколько угодно
Микро-садик перед входом в это гостевое здание
Крыша здания
Фрагмент черепичного покрытия
На переднем плане – основное здание храма. А гостевое, с садом камней – справа на заднем плане
Угол крыши ворот храма
Хотите верьте, хотите – нет, но мое желание, о котором я думала в храме, исполнилось.
Источник
Автор: Евгения (zajcev_ushastyj), 25.07.2014