Цугами Тосия: Япония и Китай должны выработать курс совместного экономического роста
Недавние выступления в Китае пересекли черту: в ходе протестных акций впервые наряду с магазинами были атакованы фабрики, создающие рабочие места и обеспечивающие налоговые поступления в казну.
Невероятно шокирует то, что местная полиция бездействовала, когда протестующие поджигали производственные помещения, то есть совершали противозаконные действия.
Прежние антияпонские демонстрации были вызванны главным образом проблемами исторического плана, например – посещение храма Ясукуни высокопоставленными чиновниками. Было бы ошибочным отождествлять настоящую ситуацию с подобными протестами в несколько увеличенных масштабах. Недавние демонстрации стоят отдельно, поскольку проистекают из территориальных споров.
В Японии верят, что худшее позади, и китайские власти, вероятнее всего, будут сдерживать демонстрации вплоть до начала нового политического цикла под управлением Си Цзиньпина. В любом случае, подобные протесты могут возникнуть вновь в любой момент после обновления структуры руководства.
Экономические связи на перепутье
Отношения взаимной выгоды являются принципиальной основой бизнеса. Поэтому бизнес имеет способность к восстановлению в любых условиях, пусть даже с определенными кратковременными издержками. До сих пор японо-китайские отношения отличались стойкой активностью в экономической сфере, несмотря на выраженную прохладу политических контактов между государствами. Но если выступления и бойкоты войдут в систему, это может отрицательно сказаться на восстановительной способности экономик.
Государства находятся на распутье. Если в прибрежных водах Сэнкаку будет открыт огонь, и появятся раненые или убитые, антияпонские выступления в Китае могут выйти из-под контроля, и нельзя будет поручиться за безопасность японцев, проживающих в КНР. Компании не могут функционировать в условиях, когда японские экспаты подвергаются опасности. Подобная ситуация, возможно, подтолкнет японские компании к решению покинуть китайский рынок или распродать местные активы.
Территориальные споры могут легко перерасти в войну. Эта идея не абсурдна. Я надеюсь, что чиновники обеих стран придут к осознанию той угрозы, которую они навлекают, и поспешат разрядить ситуацию.
Теперь Китай называет территориальные вопросы в числе своих «ключевых интересов», и это значит, что он не пойдет на компромисс и не отступит ни перед чем. В основу этой позиции положена «историческая травма», нанесенная былым японским вторжением, и похоже, что последние события значительно усугубили упорство Пекина.
Если экономические отношения между странами потерпят урон, японская экономика столкнется с огромными проблемами, ведь Китай является ее важнейшим торговым партнером. Китай также потеряет многое, поскольку иностранные инвестиции, вероятно, серьезно сократятся.
Экономика Китая неожиданно снизила темпы роста в ответ на значительный инвестиционный подъем, наступивший после коллпаса инвестиционного банка Lehman Brothers и финансового кризиса в Европе. Эпоха двузначных темпов экономического роста подошла к концу. Хотя экономические проблемы временно померкли на фоне недавних протестов, никаких изменений в суровой действительности китайской экономики не произошло.
Я посещал Гонконг после прекращения антияпонских протестов. Китайский предприниматель, с которым я встречался, жаловался на то, что антияпонские акции лишь отсрочат экономическую реформу на еще больший срок. По его мнению, рост националистических настроений поспособствует усилению позиций консервативных деятелей в Пекине. Это, в свою очередь, усложнит проведение экономической реформы, в частности – мер, направленных на радикальное снижение доли государственного сектора и открытие рынка. Я не знаю, оправдаются ли эти опасения. Ключевым фактором реализации подобных прогнозов станет решение обновленного китайского руководства о скором запуске новой экономической реформы – «Инициатива Си».
Необходимо стимулировать свободную торговлю
В долгосрочной перспективе Китаю остается только следовать курсом экономической реформы и развивать свободную торговлю, чтобы снизить неудовлетворенность в обществе и продолжить экономический рост.
На настоящий момент Китай рассматривает стандарты соглашения о свободной торговле Транстихоокеанского партнерства (ТТП) неприемлимо высокими для вступления в организацию. Однако существует вероятность того, что Пекин все же проявит заинтересованность в присоединении к соглашению. США, в свою очередь, могли бы и приопустить вступительный барьер, ведь включение Китая в число участников договора было бы весомой победой для президента Соединенных Штатов, которому удастся это провернуть. И напротив, без членства Китая значимость организации падает вдвое. Какими бы ни были отправные точки – ТТП или соглашение, в рамках которого шесть стран, среди которых Япония, Китай и Южная Корея сотрудничают с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии – конечная цель, как мне кажется, будет состоять в создании в регионе Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗТС), включающей себя и Соединенные Штаты, и Китай.
Для поддержания роста Японии и Китаю необходимо двигаться в указанном направлении. Вопрос в том, сможет ли настолько глобальная инициатива быть реализована.
Я надеюсь, что обе нации c надлежащим спокойствием примут тот факт, что никто не сможет выйти победителем из затягивающегося территориального конфликта.
(настоящая статья была составлена на основе интервью, проведенного Исомура Кэнтаро)
Цугами Тосия возглавляет консалтинговую компанию, специализирующуюся на китайской экономике. Прежде он служил советником в посольстве Японии в Китае, был директором Секции Северо-Восточной Азии Бюро политики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.
Перевод на русский: Елизавета Головина для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.10.2012