Трудности работающих японок
Почему так много образованных японок уходит с работы? Новое исследование проливает свет на эту тревожную тенденцию
Япония несколько оправилась от двойного удара, нанесённого в марте землетрясением и цунами. Но экономика, ухудшающаяся уже несколько лет, столкнулась с новой проблемой, которая вырисовывается с каждым днем все яснее: Японии нужны работники. Показатели рождаемости резко падают – фактически, быстрее, чем в любой другой развитой стране, а количество пожилых людей возрастает. Еще недавно, в 1990 году, количество японцев в работоспособном возрасте превосходило число детей и стариков в пропорции 7:3. К 2050 году это отношение составит 1:1. Население стареет и слабеет, так что стране нужно обратить внимание на растущее число образованных японок.
Среди выпускников университетов женщины составляют примерно половину (48%). Печально, но до сих пор этот потенциал недоиспользуется: в настоящий момент всего 67% образованных женщин трудоустроены; многие из них томятся на низкооплачиваемых должностях с неполным рабочим днем или попали в безвыходное положение «офисных леди», подающих чай мужчинам-менеджерам и протирающих их столы после работы.
Согласно информации американского Центра политики в трудовой сфере, направленной на поддержание баланса между работой и личной жизнью (Center for Work-Life Policy), образованные японки гораздо чаще американок (74% против 31%) склонны добровольно увольняться с работы. В то время как для жительниц Запада наиболее важной причиной перерыва в карьере является уход за ребенком, японки жалуются на неблагоприятные условия работы и руководство, которое не ценит их. Примерно 2/3 респонденток (63%) заявили, что уволились из-за того, что работа не удовлетворяла их запросам. 49% чувствовали себя загнанными в угол и не имеющими перспективы.
Решение оставить работу и посвятить себя семье выглядит вполне логично, когда компетентную сотрудницу не повышают в должности, и она вынуждена наблюдать, что менее квалифицированного мужчину продвигают активнее нее. Однако нельзя сказать, что женщины, годами нарабатывавшие навыки и опыт, хотят оставить работу на долгий срок. 77% опрошенных стремятся вернуться после сравнительно короткого перерыва.
Но работающие японки словно натыкаются на стену. Только 43% нашли работу на полный день (в США – 73%) . И среди этих «счастливиц» примерно половина сталкивается с уменьшением зарплаты. Многие вынуждены мириться с урезанными руководящими функциями и размытыми перспективами роста.
Желающие выстроить карьеру японки сталкиваются с тем, что жесткий график рабочего времени плохо сочетается с требованиями, которые к ним предъявляются со стороны семьи. Общество ожидает от женщины заботы не только о ребенке, но и о престарелых родственниках – что фактически соответствует занятости на полный рабочий день. Очень немногим помогают мужья. В среднем, работающие матери посвящают домашним делам и детям не менее четырех часов в день, отцы – от силы тридцать минут. Строгое трудовое законодательство не позволяет нанять прислугу. И в отличие от жительниц других развитых стран, работающие японские матери не могут оплатить визу иностранной няньке.
Чтобы сохранить ценных сотрудниц, работодателям стоит ввести гибкий график, ведь две трети опрошенных заявили, что в таком случае не ушли бы с работы. Есть и культурные препятствия. Одна из респонденток, женщина в возрасте, уходящая с работы в 5:30, чтобы забрать своих двоих детей до того, как в 6:30 закроется детский сад, сказала: «На меня давит не руководство, а мужчины-сотрудники из других подразделений, которые не понимают, почему я ухожу так рано. У меня есть карманный компьютер, и я прошу их писать на электронную почту, если я понадоблюсь. Но коллеги хотят, чтобы я была на месте, когда они звонят мне».
Для японок, которые хотят построить карьеру, лучшим выбором на данный момент является работа в иностранной компании. Подавляющее большинство опрошенных полагают, что в американских и европейских компаниях более благоприятная для женщин атмосфера. Они особенно ценят, когда карьерный рост основан на качестве выполняемой работы, а руководство и коллеги поощряют свободу высказываемых мнений. «У женщин здесь есть свое мнение. Они могут возразить и выражаются прямо», – поразилась одна женщина, устроившаяся на работу в международную корпорацию.
Япония была символом инноваций почти половину последнего столетия. Становящийся все более очевидным демографический кризис способен нанести экономике не меньший вред, чем любая природная катастрофа. Привлечение образованных женщин может стать инновацией, которая согласно исследованию, проведенному «Goldman Sachs» в 2010 году, добавит 8,2 миллиона работающих и вызовет рост экономики на 15%. Японки готовы к этому и ждут решительных действий работодателей.
Перевод на русский: Наталья Головаха для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 1.01.2012