Мои первые шаги в искусстве кэндо
В школе и университете я бегал на длинные дистанции, так что всегда был более чем готов хорошенько попотеть на тяжёлой тренировке. Но бег не был всего лишь тренировкой тела, поскольку всегда идеально подходил для снятия стресса – всегда, пока я не приехал в Японию.
Учитывая, что я живу в центре Токио, бегать здесь всегда было опасно, поскольку приходилось бы уворачиваться от автомобилей, велосипедистов и пешеходов. Да, я бы размялся, но ещё до начала пробежки получил бы ещё больший стресс. Затем я женился – мы встретились ещё в университете в Штатах – и жена (психолог по профессии) заметила, что для избавления от стресса повседневной жизни мне нужно чем-то заняться. И в один прекрасный день – совершенно неожиданно – она посоветовала мне заняться кэндо.
Благодаря местному ТВ я был немного знаком с кэндо, но так или иначе определённого мнения о нём не имел. Так что я позвонил в муниципалитет, откуда получил подборку с информацией о местных додзё и их контактами. Сделав пару звонков в додзё, я решил посмотреть на тренировку воочию. Супруга составила мне компанию, и увиденное прочно засело у меня в голове. Преподавателю было где-то лет 70, а небольшая группа новичков состояла из пятилеток. Он учил их самым простым вещам: как кланяться, как приветствовать, как правильно нести синай и т.п.
Поскольку я провёл в Японии уже шесть лет, то вполне понимал, о чём шла речь. И это была любовь с первого взгляда! И всё же не по той причине, о которой вы могли подумать. Мне понравилось, как он учил детей. Он показал им, что с синаем нужно обращаться, как с катаной, и поэтому быть с ним аккуратным и правильно носить. Он не просто приказывал детям делать то, что он говорит, он объяснял, почему они должны так делать.
Это было здорово, и до сих пор, начав изучать кэндо, я считаю Цукамото-сэнсэя, преподававшего тогда, образцом для подражания. После того, как закончилось часовое занятие, я представился и все порадовались тому, что мой японский был неплох, хотя сейчас я знаю, что это не имело значения. За те 14 лет, что я практикую кэндо, я неоднократно видел не-японцев из всех слоёв общества и всех уголков мира, занимающихся кэндо и не обращающих внимания на язык, тогда как учителя делают всё возможное со своей стороны, чтобы учить их.
Так или иначе, представившись, я сказал, что мне понравилось то, что я увидел, а Цукамото-сэнсэй ответил, что следующая тренировка будет в следующую субботу, и пригласил меня присоединиться. Так что в следующую субботу я присоединился к детям в изучении основ кэндо. Возможно, для кого-то заниматься с дошколятами, когда тебе 27 и твой рост 187 см, это слишком, но меня это совсем не смущало. Без сомнения, каждому, кто заходил в додзё, представала замечательная картинка: я, справа от меня трое маленьких ребят, а слева – пара крошечных девчушек. Я также узнал, что поза сэйдза не так проста, как кажется на первый взгляд, – и это-то с моей растяжкой от многолетних тренировок и занятий бегом! Поначалу некоторые хихикали, но меня это не волновало и я всегда старался. На следующей неделе меня обмеряли для хакамы и ги, и неделю спустя я учился правильно их надевать.
К слову о «правильно» – лично мне это слово особенно симпатично и именно оно может объяснить часть привлекательности кэндо. Возможно, именно поэтому жена и порекомендовала мне кэндо – она в самом деле хорошо меня изучила! Хотя кэндо отлично позволяет тренировать тело, точно так же оно тренирует и разум. Хотя некоторые могут счесть это ограничениями, мне нравится порядок и фокусировка на точности движений. Кэндо в своём лучшем виде удивительно просто – и в то же время нет. Понимаете, о чём я? Возможно, нет, но ничего страшного.
Если вкратце, я полагал поделиться своим опытом занятий боевыми искусствами с читателями «JapanToday», дабы, возможно, вдохновить кого-нибудь пойти по моим стопам. Если вы находитесь в поисках «пути», которому хотели бы следовать, боевые искусства подходят, пожалуй, лучше всего. Что касается меня, то я всё ещё иду по этому прямому и узкому пути, и время от времени мы с моими учителями вспоминаем о том, как я начинал этот путь. И все обычно удивляются, что я никуда не свернул. Конечно, меня это приводит в замешательство, поскольку многие мужчины и женщины практикуют кэндо 40, 50 и даже 60 с лишним лет. После 14 лет тренировок я всё ещё новичок, мне всё ещё предстоит через многое пройти и многое узнать. Я считаю, что нашёл замечательный способ тренировать ум и тело и, конечно же, холодное пиво никогда не было таким вкусным, как после тренировки!
В будущем, надеюсь, мне удастся больше рассказать о том, что я узнал о жизни в Японии, с точки зрения практикующего кэндо.
Эрик М. Скайер живёт в Японии уже 20 лет. 14 из них он занимается кэндо и сейчас имеет 5-й дан. Он преподаёт в Токийском университете фармацевтики и наук о живой природе, где также тренирует местный клуб по кэндо.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 9.08.2011