Новости из Японии

Первая неяпонская гейша оставила профессию

8th June 2011

Первая неяпонская гейша оставила профессию

Первая в истории западная женщина, допущенная в закрытый мир японских гейш, ушла из профессии, после обвинения в распространении дурной репутации.

Фиона Грэхем

Бывшая студентка Оксфорда, 47-летняя Фиона Грэхем из Мельбурна (Австралия) стала первой за 400 лет иностранкой, допущенной в мир гейш, танцевальное и музыкальное искусство которых стало частью японской национальной культуры (Прим. пер.: Фактическая ошибка. В 70-х гейшей с позволения старших гейш без оформления работала Лиза Дэлби). Она прошла обучение у строгих учителей, чтобы получить профессию, которая многие годы считалась закрытой для иностранцев, но теперь прекратила сотрудничество с ассоциацией гейш после скандала с бывшими коллегами.

Мисс Грэхем, получившая профессиональный псевдоним Саюки (紗幸), означающий «прозрачное счастье», дебютировала в 2007 году, а теперь обвиняется в отказе следовать традициям, посещать обязательные занятия музыке и танцу, а также в излишней саморекламе.

Хуже всего, в мире, построенном на традициях и следовании правилам, она отказалась подчиняться старшим. «Она была в ассоциации больше трёх лет, но не ходила на уроки и не следовала правилам» — сообщила «The Sunday Telegraph» гейша, пожелавшая остаться неназванной, — «А ещё она всё время с нами ругалась».

Фиону, впервые приехавшую в Японию из Австралии в 15 лет по программе обмена, соблазнила японская культура, она поступила в японскую старшую школу, а затем и в престижный университет Кэйо (慶應義塾大学). Она получила степень по специальности «социальная антропология» в Оксфорде.

Фиона попала под чары мира гейш, описанного во всемирно известном романе «Мемуары гейши» Артуром Голденом, который писал об ученице, проходящей путь в мир традиций. Хотя гейш часто ошибочно считают частью секс-индустрии, они развлекают клиентов на банкетах чайной церемонией, играми с алкоголем, игрой на сямисэнах и каллиграфией.

После того, как Фиону приняли ученицей в домик гейш, «окия», она прошла базовое обучение игре на японской бамбуковой флейте.

В день своего дебюта как гейши Фиона надела бирюзовое кимоно с белым подбоем и золотыми крапинками, принадлежащее «матери окия» и стоящее около двух миллионов иен (667 000 рублей). Тем не менее, согласно строгим правилам мира гейш, новичок должен получить разрешение танцевать и играть клиентам в ресторанах и чайных домиках у более опытных гейш. Те, кто недостаточно умел, не получают разрешения.

«Она говорит, что играет на флейте, но не ходит на уроки, потому что «уже достаточно хороша» — говорит анонимная гейша, — «но играть перед гостями очень важно. Нужно быть достаточно умелой и нужно получить разрешение. Ей не давали разрешения из-за того, что она была недостаточно умела. Фиона впала в истерику, начала кричать. Это не стиль гейш. У нас есть традиционные эталоны поведения, и мы должны слушаться старших».

Кэйдзи Тиба (Keiji Chiba), представитель Ассоциации гейш Асакусы (浅草検番), отказался комментировать, была ли мисс Грэхем уволена, но не отрицал, что её «заставили уйти». Единственным его комментарием были слова: «Она пыталась».

В интервью вскоре после дебюта мисс Грэхем, планировавшая описывать свой опыт в книге и ТВ-программе, сказала, что гордится тем, что её приняли как первую западную гейшу. Позже она стала официальным лицом сети кимоно-секонд-хэндов. На прошлой неделе она отказалась комментировать заявления в отношении себя.

Питер Макинтош, автор документалистики, изучавший секретный мир гейш 18 лет, сказал: «Я не буду называть её Саюки. Когда она начнёт вести себя как гейша, я буду называть ей профессиональным именем». Он указал на то, что гейши не наносят белый макияж после 30 лет: «Западные клиенты не захотят смотреть на 47-летнюю европейку с выбеленным лицом».

Мисс Грэхем настаивала на том, что ассоциация гейш травила её, но источники сообщили «The Sunday Telegraph», что ассоциация утверждает, что относилась к Грэхем так же, как и к остальным гейшам. Одна из гейш упомянула, что поскольку Грэхэм не было разрешено играть перед клиентами, она стала сама организовывать банкеты вне квартала. «Она организовывала вечеринки, но большинство гейш туда не ходили, потому что не считали её гейшей», — говорит наш анонимный источник, — «Так как никто не аккомпанировал ей, Фиона играла под магнитофон, как возмутительно! Никто из гейш не посмел бы так делать. Это неприлично, но Фиона этого не понимает».

Статья на английском: Julian Ryall, 4.06.2011
Перевод на русский: Хон Яку для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 8.06.2011

Читайте также:

Обсудить материал можно на нашем форуме.

  • На правах рекламы

Rambler's Top100