Роль школьных библиотек
Школьные библиотеки – это чудесная страна знаний, наиболее близкая детям.
Закон о школьных библиотеках, который вступил в силу в 1954 г., определяет школьные библиотеки как важнейшие, основные средства, и требует от всех начальных, средних и старших школ открытия у себя библиотек. У всех детей должен быть доступ к рогу книжного изобилия в школьных библиотеках, где они могут узнать о самых различных вещах. По крайней мере, это является целью данного закона.
В действительности же, однако, существуют расхождения между различными регионами и школами, что не следует игнорировать. Во-первых, во многих школах не хватает книг. Министерство образования установило стандарты по количеству книг в библиотеках государственных школ в зависимости от размера. Например, в библиотеке начальной школы с 18-ю классами должно находиться около 10 тыс. книг. В библиотеке средней школы с 9-ю классами, как предполагается, должно быть 9 тыс. книг. Но эти стандарты выполняются лишь на 45% в отношении начальных школ и на 39% – в отношении средних школ.
Правительство оказывает финансовую поддержку в целях удовлетворения библиотечных стандартов, но многие местные органы власти, сталкиваясь с тяжёлым финансовым кризисом, тратят деньги на другие цели, а не на покупку книг. Есть также много проблем с системой по поддержанию качества услуг, предоставляемых школьными библиотеками. Даже при надлежащем финансировании библиотека не может выполнять свои функции должным образом без эксперта, который может правильно отбирать книги и управляться с ними, а также учить детей тому, как эффективно этими книгами пользоваться.
В большинстве школ есть учителя, имеющие соответствующую квалификацию для того, чтобы быть школьными библиотекарями. Но большинство из них выполняет работу в библиотеке помимо своей основной работы, например, работы классным руководителем. Когда они очень заняты обучением учащихся, они уже испытывают трудности с уделением времени для работы в библиотеке. Т. о. школы нуждаются в специализированных библиотекарях, чтобы гарантировать пользование библиотеками на достаточном уровне. Но такие библиотекари есть менее чем в 40% государственных начальных и средних школ. Кроме того, 80% этих экспертов нанимаются на неполный рабочий день.
Поскольку не существует никаких установленных правил, касающихся трудоустройства школьных библиотекарей, существуют значительные различия в их статусах и выполняемой работе в зависимости от школы и местных органов власти. Некоторые библиотекари работают в двух и более школах, а некоторые районы зависят от добровольцев, предоставляющих подобные услуги. Вполне естественно, что подобный сервис во многих школьных библиотеках является неудовлетворительным как с точки зрения качества, так и с точки зрения часов работы.
Некоторые школьные библиотекари жалуются, что они слишком заняты работой с книгами, пытаясь удовлетворить потребности детей. Многие школы, однако, очень продуктивно используют свои библиотеки, в которых полный рабочий день присутствуют библиотекари, помогающие детям с чтением и поиском книг, и книгами которых пользуются учителя на своих занятиях. Проведённое исследование показало, что в школах, где библиотеки используются должным образом, академическая успеваемость учащихся улучшилась.
Школьные библиотеки приобретают всё большее значение как объекты, которые обучают школьников выискивать точную и полезную информацию, необходимую для выживания в современном обществе. Ну и, конечно же, чтение одинаково хорошо как для ума, так и для души. Школьная библиотека также может служить местом, далёким от классных комнат, в котором встревоженные дети могут успокоиться и подумать о себе. Однако, для выполнения такой функции библиотеке требуется библиотекарь, который следит за детьми.
Учитывая растущий разрыв в доходах родителей, центральное правительство и местные органы власти несут ответственность за быстрые действия, которые должны гарантировать наличие в школьных библиотеках достаточного количества нужных книг, а также наличие соответствующего эксперта. Школьные библиотеки должны эффективно работать и быть одинаково открыты для всех детей.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 4.11.2009
Читайте также:
- Японская школа отказала в приёме девочке в инвалидной коляске
- Японские школьники отказываются от высшего образования из-за высокой стоимости
- Токийский университет освобождает бедных студентов от платы за обучение
- Правительство Японии поднимает ставку для заграничных курсов
- Япония хочет улучшить свой английский