Стареющая Япония задумывается об открытии для иностранцев
На прошлой неделе «Asahi Shimbun», одна из крупнейших газет Японии, представила душераздирающую картину подвергающегося опасности будущего этой страны: в газете были опубликованы данные о растущем числе пожилых граждан, убивающих своих супругов.
Согласно имеющимся данным, убийства совершались не от гнева, а от истощения.
«Я не могла заботиться о нём больше», – сказала одна женщина 72-х лет о своём 78-летнем муже-инвалиде. Она была арестована и на данный момент находится в тюрьме.
В Японии всё больше и больше людей нуждаются в круглосуточном присмотре, но в стране недостаёт молодёжи, готовой это сделать. Таким образом, пожилые заботятся друг о друге. И эта тенденция продолжится, если Япония не решится на изменение своей жёсткой политики в отношении иммиграции и иностранной рабочей силы. На данный момент Япония является одной из немногих развитых стран, строго ограничивших въезд иностранцев, которые могли бы заполнить расширяющиеся пробелы в рабочей силе.
Помимо этого, Япония уже является старейшей нацией на Земле. Правительственные данные показывают, что число людей в возрасте от 65 лет и старше составляет больше 21% от общей численности населения. Ранее на первом месте по данному показателю находилась Италия. Средняя продолжительность жизни составляет 79 лет для японских мужчин и 85 лет – для японских женщин.
Сталкиваясь с перспективой экономической и социальной стагнации, Япония должна в ближайшем будущем принять важнейшее соломоново решение: разрешить въезжать в страну большему количеству иностранцев, но разбавить тем самым однородность населения, которой Япония так гордится. Это подпитывает националистические страхи – японцы опасаются нарушения социальной гармонии, которая сделала Японию одним из самых стабильных и безопасных государств в мире.
«Японцы консервативны», – говорит доктор Такэтоси Окуно (Taketoshi Okuno), ректор университета префектуры Осака. – «Им нравится быть гомогенным обществом. Но вскоре фирмам придётся нанимать больше иностранцев, что окажет эффект на остальную часть общества».
В отличие от других преуспевающих азиатских обществ, таких как Сингапур, Гонконг и Малайзия, Япония также не разрешает нанимать помощников по ведению дома из-за рубежа.
«Японцам не нравятся чужаки, живущие в их домах», – заявил филиппинский дипломат, располагающийся в Японии.
Однако помощь по дому могла бы сделать японских женщин более свободными, чтобы те могли влиться в ряды рабочей силы, а не сидеть дома и воспитывать детей.
Пока Япония борется со своей дилеммой, Филиппины и другие страны с избытком рабочей силы готовы направить сюда работников. Недавно японское правительство немного приоткрыло дверь в свой сектор здравоохранения, позволив первым ста филиппинским медсёстрам устроиться здесь на работу. Однако, по словам всё того же филиппинского дипломата, за первые полгода медсёстры должны пройти интенсивные курсы японского языка, работая при этом в качестве младших медсестёр, а также выдержать строгий экзамен. Он также добавил, что сложный японский язык может оказаться слишком высоким барьером для многих, желающих заполнить нишу, где личное общение часто оказывается жизненно важным вопросом. И хотя один из секторов экономики несколько ослабил воображаемые вожжи, другой был практически закрыт.
Сфера развлечений являлась одной из немногих отраслей, где японцы придерживались либеральной политики на рынке труда: когда-то в местных клубах и барах работало свыше 80 тыс. филиппинских женщин, что породило термин «japayuki». Однако после высказывания США обвинений в содействии торговле людьми, в 2004 г. японское правительство резко ограничило въезд в страну лиц, так или иначе связанных со сферой развлечений. В настоящее время, по данным из филиппинских дипломатических источников, в Японии работает только около 5 тыс. женщин, получивших «развлекательные» визы, и все они по закону должны быть добропорядочными певицами или танцовщицами. Также для получения такой визы необходимо обладать 2-летним опытом работы в другой стране.
Фабрики, нуждающиеся в чернорабочих, обошли строгую политику в области труда, нанимая иностранных «стажёров», а не рабочих. Эти стажёры получают лишь пособия, которые, правда, по-прежнему превышают ту заработную плату, которую они могли бы получать на родине. Но они, в основном, занимаются больше фабричной работой, нежели получают какую-либо техническую подготовку.
Чтобы идти в ногу со всем остальным миром, страна должна вырваться из своей изоляции.
«Мы должны изучить важность разнообразия и гибкости», – говорит доктор Хисанори Като (Hisanori Kato), социолог и эксперт по Юго-Восточной Азии, который занимается вопросами преодоления разрыва между обычными японскими гражданами и их азиатскими соседями.
Посредством культурных обменов однажды обычные японцы привыкнут к иностранным работникам в госпиталях, на фабриках и даже в своих собственных домах. Но, учитывая возраст [населения] Японии, ещё до того, как многие японцы свыкнутся с этой мыслью, требования рынка могут вынудить японское правительство и промышленность к необходимости приветствовать в своих стенах граждан более бедных стран.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 14.09.2009