Уровень дохода семей влияет на успеваемость японских школьников
Согласно опубликованному во вторник анализу результатов прошлогоднего общенационального теста достижений, оценки учащихся начальных школ из семей с высоким уровнем дохода были выше, нежели оценки учащихся из семей с низким уровнем дохода.
Шестиклассники из государственных начальных школ, чьи родители зарабатывают 12 млн. иен [в год] или больше, набрали по японскому языку и математике на 8-10 процентных пунктов больше среднего по стране уровня, тогда как учащиеся из семей с доходом менее 2 млн. иен набрали более чем на 10 процентных пунктов меньше, чем в среднем по стране.
Группа экспертов при Министерстве образования, культуры, спорта, науки и техники сделала такой вывод после проведения исследования среди родителей некоторых учащихся начальных школ, сдававших экзамен достижений, впервые выявив связь уровня дохода семьи и результатов экзамена. В ходе исследования было выяснено, что наибольший разрыв – в 23,3 процентных пункта – пришёлся на способность применять базовые математические навыки.
Учащиеся из семей с доходом менее 2 млн. иен правильно ответили только на 42,6% вопросов, тогда как среди ответов детей из семей с доходом 12-15 млн. иен правильными были 65,9%. При этом средний показатель по стране составляет 55,8%.
Шестиклассники, чьи родители тратят на образование (помимо школы) свыше 50 тыс. иен, дали 71,2% правильных ответов на вопросы по математике, тогда как учащиеся, чьи родители не тратят на дополнительное образование ни иены, дали только 44,4% правильных ответов.
Эксперты пришли к выводу, что разница в результатах является следствием разницы в доходах: чем больше зарабатывают родители, тем больше они тратят на образование детей, например, на подготовительные курсы.
Хироаки Мимидзука (Hiroaki Mimizuka), член группы экспертов и специализирующийся на социологии образования профессор токийского Университета Отяномидзу (Ochanomizu), сказал, что результаты указывают на возможность того, что предоставление денежной помощи на нужды образования может улучшить способности учащихся.
Перевод на русский: Кальчева Анастасия для «Fushigi Nippon / Новости из Японии», 5.08.2009